Причины возникновения инфляции

Как отмечалось выше, независимо от состояния денежной сферы, цены на товары и услуги могут изменяться вследствие различных причин. Поэтому необходимо выделить действительно инфляционные причины изменения цен. Рост цен, связанный с сезонными колебаниями конъюнктуры рынка нельзя считать инфляционными. Повышение производительности труда при прочих равных условиях должно вести к повышению цен. Другое дело - если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, называемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен.

Стихийные бедствия не могут считаться причиной инфляционно роста цен. Если в результате землетрясения разрушены дома, то ,очевидно, поднимутся цены на стройматериалы, что будет стимулировать производителя стройматериалов расширять предложение своей продукции и по мере насыщения рынка цены станут понижаться.

К важнейшим причинам инфляционного роста цен относятся:

1). Диспропорциональность или несбалансированность государственных доходов и расходов.

Эта несбалансированность выражается в дефиците государственного бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, то есть за счет печати новых денег, то это приводит к росту массы денег в обращении и следовательно, к росту цен.

2). Аналогичная картина возникает при финансировании инвестиций, осуществляемых подобным образом.

Особенно инфляционно опасными являются инвестиции в военной области милитаризацией экономики. Непроизводительное потребление национального дохода на военные цели ведет не только к потере национального богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту массы без соответствующего товарного покрытия.

Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов госбюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого выпускаются бумажные деньги.

3). Общее повышение уровня цен связывается современной экономической теорией и изменением структуры рынка в ХХ веке. Структура современного рынка все менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции, и в значительной степени соответствует олигополистической.

Когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. А олигополия имеет возможность в известной степени влиять на цену. Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении "гонки цен", а также стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров).

Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополисты и олигополисты препятствуют росту эластичности предложений товаров и связи с ростом цен. Ограничивая приток новых производителей в отрасль олигополия поддерживает длительное несоответствие спроса и предложения.

4). Рост “открытости" экономики страны, втягивание ее в мировые хозяйственные связи, вызывает опасность "импортируемой" инфляции. К примеру, скачок цен на энергоносители в 1973 г. вызвал рост цен на импортируемую нефть и далее, по технологической цепочке - на другие товары. В условиях неизменного курса валюты, страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на импортируемые товары. При этом возможности борьбы с этим типом инфляции достаточно ограничены. Эта причина особенна актуальна для России в настоящее время, когда решается вопрос о входе в ВТО.

Перейти на страницу:
1 2

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).