Картель

В течение последних десятилетий весьма распространенной формой объединения ряда предприятий одной отрасли является картель. При образовании картеля его участники не утрачивают про­изводственной и коммерческой самостоятельности] между ними за­ключается соглашение по ряду вопросов: цены на производимую продук­цию, квоты, разграничение рынков сбыта, условия найма рабочей силы и т. д. Наиболее часто картельное соглашение предусматривает вза­имные обязательства сторон по условиям сбыта продукции.

Участники картеля продают продукцию самостоятельно, но в рамках соответствующих договоренностей: о сбыте по ценам, не ниже предусмотренных соглашением; о производстве и сбыте про­дукции по строго определенным нормам - квотам каждого участ­ника в общем объеме производства или сбыта конкретного вида продукции; о разграничении рынков сбыта. Нарушение соглашения в. виде превышения квоты или вторжения на чужие рынки сбыта влечет за собой уплату штрафа в картельную кассу. Картельные со­глашения содержат также пункты об условиях найма рабочей силы. На более поздних стадиях развития картельные соглашения стали предусматривать патентные соглашения, договоры о взаимном об­мене научно-технической информацией, ноу-хау и др.

Картели возникли в результате концентрации производства и централизации капитала в конце

XIX

века. Картелированию про­мышленности способствовали протекционистская политика прави­тельств, ведущая к ограничению иностранной конкуренции, и стремление бизнесменов к объединению усилий с целью захвата внешних рынков.

В экономической литературе по формам соб­ственности различают частные и государственные картели. Деятель­ность государственных картелей строится па основе инструкций и правил, вырабатываемых правительством с учетом интересов промышленников картелированной отрасли. Частные картели основываются на соглашениях между частными собственниками, могут по своему усмотрению учитывать или не учитывать требования госу­дарственных органов власти в зависимости от типа заключенного соглашения, места и времени основания картеля, особенностей национального законодательства и т. д. Большинство картелей от­носится к соглашениям международного типа. Причем только не­которые международные картели были созданы как частные моно­полии, в основном это соглашения между национальными прави­тельствами.

Современная форма картеля предполагает максимизацию при­были его участников на основе такого распределения квот произ­водства, при котором минимизируются затраты. Как правило, уча­стники картеля имеют различный технико-экономический уровень производства, что в конечном счете ведет к закрытию наименее эф­фективных производств. Традиционно частные картели могут осу­ществлять дотирование недостаточно эффективных производств. Существенным признаком картелей является наличие системы при­нуждения, включающей выявление нарушений и санкции к наруши­телям. Легче всего нарушения выявляются па открытых аукционах, где к нарушителям сразу же могут быть применены соответствующие санкции. Закрытые же аукционы усложняют данную процедуру, что связано с необходимостью получения открытой информации по из­менениям квот соответствующих участников картеля и цен на их про­дукцию.

Обычно фирмы с низким уровнем издержек обладают более вы­годными рыночными перспективами вне картельного соглашения. Если они будут определять картельную цену, то она может оказать­ся ниже, чем монопольная цена фирм той же отрасли. На картель­ную цену могут оказывать влияние и мелкие фирмы. Фирма, кото­рая слишком мала, чтобы к ней применялось картельное соглаше­ние, может продавать продукцию со скидкой по отношению к цене, устанавливаемой картелем. Такая малая фирма, став членом карте­ля, склонна поддерживать картельную цену на высоком уровне с тем, чтобы затем иметь возможность делать по отношению к ней скидку. Появление достаточно большой массы таких малых фирм ведет либо к необходимости применения к ним дисциплинарного воздействия со стороны крупных компаний — субъектов соглаше­ния, либо в конечном счете, разрушает само картельное соглашение.

Государственные картели во многом отличаются от частных. Немало случаев, когда государственные картели осуществляли кво­тирование в интересах малых и высокозатратных фирм, в противоположность практике преуспевающих частных картелей. Как пра­вило, эффективные картели приводят к расширению емкости рын­ка по ряду причин. Перспективы получения сверхприбылей привле­кают дополнительных субъектов рынка. Высокие цены позволяют извлекать дополнительные доходы постоянно, в отличие оттого, что происходило бы в условиях совершенной конкуренции. Фирмы, действующие на данном рынке, часто вводят резервы производ­ственных мощностей, если это способствует увеличению продаж, так как при ценах, значительно превышающих предельные затраты, дополнительные продажи компенсируют возросшие расходы фир­мы. Равновесие картельных цен достигается в том случае, когда вве­дение дополнительных производственных мощностей повышает стоимость продукции до такой степени, при которой начинается снижение прибыли до нормального уровня, и, следовательно, рас­ширение производства более не является привлекательным для про­изводителя. Проблема ввода резервных производственных мощно­стей существует также и для частных картелей.

Перейти на страницу:
1 2

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).