Конгломерат

Конгломерат представляет собой организационную форму объеди­нения предприятий, которая возникает в результате слияния различ­ных фирм, вне зависимости от их горизонтальных или вертикальныхт связей. Конгломератные слияния подразделяются на три типа: 1) функциональные; 2) рыночно ориентированные; 3) чисто конг­ломератные.

Как правило, конгломераты представляют собой образования, ориентированные на развитие и максимизацию прибыли независи­мо от сфер их деятельности. Как новейшая форма монополистиче­ских объединений, они возникли в 1960-х годах и получили распрос­транение в виде интеграции предприятий различных отраслей, не имеющих производственной общности. В настоящее время распрос­транены конгломераты, объединяющие под единым финансовым контролем со стороны холдинговой компании сеть разнородных предприятий. Эти предприятия не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности холдинга. Поэто­му профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или отсутствует вовсе.

Основными способами образования конгломератов являются слияние и поглощение фирм различной производственной и ком­мерческой ориентации. Слияние в данном случае означает объеди­нение нескольких фирм, в результате которого одна из них выжива­ет, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование. Возможны три метода слияний: 1) компания А по­купает активы компании К с оплатой наличными или ценными бу­магами, выпущенными компанией-покупателем; 2) компания А может купить контрольный пакет акций компании Б, став при этом холдингом для компании Б, которая продолжает функционировать как самостоятельная единица; 3) акции компании А могут быть вы­пущены специально для собственников компании Б, в результате чего компания А приобретает активы и пассивы компании Б, а ком­пания Б теряет право на существование.

Слияние отличается от объединения, при котором новая компа­ния образуется на основе нескольких прежних фирм, полностью утрачивающих свою самостоятельность. Новая компания, образо­вавшаяся на основе объединения, берет под свой контроль и управ­ление все активы и обязательства компаний - участников объеди­нения, после чего последние распускаются. Например, если компа­ния А объединяется с компаниями Б, В и Г, то в результате на рынке может появиться новая компания Д, а все остальные распускаются. Несмотря на некоторые различия между слияниями и объединени­ями, экономические последствия этих процессов одни и те же — со­здание условий для объединения деятельности под общим центра­лизованным контролем.

Конгломераты как новейшая форма монополистических объ­единений появились в период усиления общеэкономических тен­денций к диверсификации производства, роста концентрации и централизации капитала крупнейших фирм, ищущего своего при­менения на рынке, на гребне бурного развития научно-технической революции, в условиях динамичных изменений конъюнктуры рын­ка, спроса и предложения. Конгломераты, сфера деятельности ко­торых распространяется на фирмы различных, не связанных друг с другом ни функционально, ни технологически отраслей, не тожде­ственны, тем не менее, диверсифицированным концернам, по­скольку обладают рядом специфических особенностей в организа­ции управления.

Конгломератам свойственна значительная децентрализация уп­равления. Отделения конгломератов пользуются существенно боль­шей свободой и автономией в определении всех аспектов своей деятельности, чем аналогичные структурные подразделения тради­ционных диверсифицированных концернов. В условиях децентра­лизации в качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, косвенное регули­рование деятельности подразделений со стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании. Специфика деятельности конгломерата на рынке вызывает необходимость формирования в его структуре особого финансового ядра, куда помимо холдинговой компании входят крупные финансовые инвестиционные компании. Подобные структуры конгломератов придают им большую устойчи­вость в конкурентной борьбе и уменьшают риск убытков от конъ­юнктурных, структурных и циклических колебаний.

Перейти на страницу:
1 2

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).