Холдинг

Холдинг (холдинговая, или держательская, компания) представля­ет собой организацию, владеющую контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления. Холдинг является специфическим управлен­ческим и финансовым ядром современных корпораций, конгломератов и иных организационных структур рынка. По характеру дея­тельности холдинги подразделяются на: чистые и смешанные, или оперативные. Чистые холдинги ограничивают свою деятельность исключительно контрольно-управленческими функциями по отно­шению к дочерним обществам, а смешанные, помимо названных, могут выполнять и разнообразные функции, связанные с предпри­нимательством в промышленной, торговой, транспортной и других сферах.

В настоящее время существуют как минимум три типа холдин­говых структур: 1) интегрированные промышленные компании; 2) конгломераты; 3) банковские холдинги. Их особенностью явля­ется то, что в них участвует государственный капитал. В отраслях, являющихся естественными монополистами, такой контроль себя оправдывает. Государство практически во всех индустриально развитых странах регулирует либо назначает тарифы на электроэнергию. Кроме того, оно принимает решения о национализации или приватизации, разукрупнении или слиянии естественных монопо­лий. Поэтому акционерный контроль над этими отраслями объек­тивно обусловлен. Однако методы государственного регулирования таких институтов рынка, как естественные монополии, не следует распространять на отрасли, которые должны развиваться по рыноч­ным законам.

Холдинг может быть создан либо в результате вычленения опре­деленной организационной структуры с последующей передачей ей контрольных пакетов акций уже существующих фирм, либо путем образования самим холдингом новых акционерных обществ, при условии сохранения за ним контрольных пакетов акций этих обществ. В современных условиях крупные компании (в основном конгло­мератного типа) могут создавать и так называемые промежуточные холдинги — отдельные общества или подразделения в структуре компании, выполняющие строго определенные задачи (например, патентный и лицензионный холдинг, холдинг по оказанию услуг, инвестиционный холдинг и т. д.). Цель создания промежуточных холдингов, или субхолдингов, состоит в сосредоточении всех видов ресурсов, интеллектуального потенциала на конкретных участках работ, что позволяет с максимальным эффектом использовать вы­деленные группы факторов в интересах компании. Данная тенден­ция особенно характерна для современных наукоемких произ­водств.

Функционирование холдинговых систем на рынке имеет ряд преимуществ перед отдельно взятыми компаниями: возможность

создания замкнутых технологических цепочек от добычи сырья до выпуска готовой продукции и доведения ее до потребителя, эконо­мия на торговых, маркетинговых и прочих услугах, использование преимуществ диверсификации производства, единая налоговая и кредитно-финансовая политика, возможность варьирования фи­нансовыми и инвестиционными ресурсами в рамках холдинговой системы. Кроме того, каждое предприятие, войдя в холдинговую систему и получив акции холдинга в обмен на переданную ему долю своих акций, становится экономически заинтересованным в эффек­тивной деятельности всех субъектов холдинга.

Холдинговые компании могут объединять под своим контро­лем, с одной стороны, промышленные и торговые предприятия, финансовые институты, а с другой стороны, функции холдинго­вой компании с помощью финансово-кредитных рычагов могут осуществлять крупные банки и иные финансовые институты, кон­тролирующие производственные и коммерческие подразделения, инвестиционные фонды, страховые компании. Появляется тен­денция к формированию так называемых холдингов-рантье, кото­рые, управляя пакетами акций промышленных предприятий, не занимаются производственными вопросами, а специализируются па организации залоговых аукционов. Эти компании прилагают усилия для захвата контрольного пакета, а потом значительная доля этого пакета распродается на залоговых аукционах по зани­женным цепам. Такие холдинги создаются не без участия государ­ственного капитала, но в то же время не всегда приносят государ­ственному бюджету реальную пользу.

Перейти на страницу:
1 2 3

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).