Введение

Изменения в организации и методах функционирования пред­приятий как субъектов хозяйствования обусловлены процессами приватизации собственности и сдвигами в системе управления, в результате которых хозяйственное управление отделилось от управ­ления административного, а контроль над выполнением основных функций перешел от государственных органов к руководству предприятии. В переходный период с осуществлением регулирования государственного сектора, отходом от директивных методов руко­водства и упразднением, существовавших ранее иерархических структур, возрастает роль ассоциативных форм деятельности и ин­тегрированных структур управления предприятиями на основе ры­ночных принципов ведения хозяйства. Утверждаются новые формы интеграции хозяйствующих субъектов: 1) путем вхождения предприятии в вертикальные структуры (корпоративные группы), реорганизованные из отраслевых структур или создаваемые заново; 2) на основе формирования горизонтальных ассоциативных обра­зований.

Формирование и усиление корпоративных структур — одна из важнейших тенденций развития экономики. Именно крупные структуры составляют своего рода каркас индустриально развитых стран и мирового хозяйства в целом, повышают уровень макроэко­номического регулирования производства, стабильность экономи­ческого сотрудничества (в том числе международного), выступают в качестве партнеров государства в выработке и реализации страте­гической линии в процессе модернизации экономики. Промышленные группы являются эффективной формой консолидации материальных ресурсов и производственного капитала разных компаний. Эти общемировые тенденции начинают проявляться и в России.

Тенденция к созданию крупных структур корпоративного типа , активно пробивала себе дорогу и в условиях централизованной пла­новой системы управления. Это и эксперимент по созданию сов­нархозов, когда многие отраслевые министерства упразднялись и вводилась комплексная организация управления взаимосвязанными производствами на территориальной основе, и возврат к отрас­левому принципу, однако с созданием при этом государственных комитетов межотраслевого значения, и, наконец, крупномасштаб­ная практика образования производственных, торгово-производ­ственных объединений, агропромышленных и территориально-производственных комплексов. Нельзя не упомянуть и о государ­ственных производственных объединениях, создававшихся уже в период перестройки. Даже при резком спаде производства крупные предприятия (с численностью промышленно-производственного персонала более 500 человек) обеспечивали подавляющую часть всего объема выпуска продукции в стране,

Все эти формы интеграции предприятий, позволявшие формаль­но организовывать совместную производственно-хозяйственную де­ятельность, оказались заблокированными тем, что в условиях господ­ства государственной собственности и предельной централизации управления невозможно было обеспечить реальное слияние финан­сового и промышленного капитала, их органическую взаимозависи­мость, использование рыночных механизмов конкуренции, ценово­го регулирования. Не разрушение, а трансформация этих форм интеграции в рыночные структуры могла дать реальный шанс появ­лению холдингов, консорциумов, хозяйственных объединений современных корпораций ассоциативного типа.

Помимо общемировых тенденций корпоративного развития в России действуют специфические факторы, диктующие необходи­мость коренного поворота к формированию корпоративного звена. Поиск новых форм кооперации и актуальность интеграционных процессов обусловлены обвальным падением спроса и объемов производства, нехваткой инвестиций и оборотных средств, сокращением государственных заказов и неопределенности перспектив. К числу специфических российских факторов, побуждающих предприятия к объединению в крупные структуры, можно отнести и такой, как рост трансакционных издержек в результате отказа от прямого государственного управления и изменения характера взаимоотношений между предприятиями в ходе экономической реформы. Восстановление, разрушенных производственно-технологических связей и структурная перестройка производства невозможны без координации деятельности всех звеньев технологической цепочки и привлечение крупных финансовых ресурсов.

Собственность

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).