Развитие и становление свободных экономических зон (СЭЗ) в постсоветских странах (СНГ).

- привлечение иностранных инвестиций;

- обеспечение занятости населения;

- расширение производства потребительских товаров и услуг;

- увеличение экспорта и решения других социально-экономических задач.

В декабре 1992 года вышел закон Республики Кыргызстан «О свободных экономических зонах». Он определил не только цели и задачи СЭЗ, но указал и на конкретные типы этих структур, которые наиболее полно смогут реализовываться в условиях республики. В первой статье этого закона СЭЗ рассматриваются как «обособленные участки», специально выделенные на территории отдельных областей, районов и городов Республики Кыргызстан для:

- обеспечения благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта;

- создания современной производственной и социальной инфраструктуры;

- насыщение внутреннего рынка продукцией и товарами потребительского и производственного значения;

- повышения уровня жизни населения.

В1993 году был издан закон Республики Молдова «О зонах свободного предпринимательства». Закон разрешал создавать СЭЗ различных типов, включая экспортно-производственные и технологические, торговые и складские, транзитные и туристские, банковские и страховые. Законом определены не только цели, задачи СЭЗ, но и указано на источники финансирования, включающие в себя:

- иностранные инвестиции;

- собственные средства предприятий резидентов зоны;

- банковские и бюджетные кредиты;

- средства от выпуска ценных бумаг, а также не запрещенные законодательством источники финансирования.

В начале 1992 года в странах СНГ были отпущены цены на товары широкого потребления. В этих условиях механизм СЭЗ власти рассматривали как дело, которое своими льготными режимами может некоторых участников рынка в неравные стартовые условия. В результате к началу 1993 г. в Федеральном правительстве России возобладало направление на ликвидацию «суперзон» и на упразднение всех льготных режимов. Это диктовалось курсом на стабилизацию государственного бюджета, часть которого ранее планировалось использовать на обустройство свободных экономических зон. Под давлением регионов, заинтересованных в развитии у них СЭЗ, правительство России подготовило в мае 1993г. законопроект «О свободных экономических зонах», который так и не дошел до стадии обсуждения в парламенте: последний был распушен осенью 1993г. В1994г. ряд регионов, не дождавшись правительственных решений, начали интенсивную работу по созданию точечных (на уровне отдельных предприятий) и таможенных зон. Такой региональной инициативе обязаны своей деятельностью СЭЗ «Находка», «Шереметьево», «Гавань» (Санкт-Петербург) и другие. Через два года, в 1996г., вновь появились указы и распоряжения правительства Российской Федерации о создании новых свободных экономических зон в новых регионах.

В конце 1998г. Украина учредила ряд СЭЗ, две из которых в Донецкой области (район Мариуполя), которым этот статус дается на период в 60 лет. Цель организации этих особых экономических зон – привлечь инвесторов и обеспечить в Донецком бассейне новых рабочих мест. В связи с трудным положением в угольной промышленности эта область страдает от острых проблем. Для ряда шахт и некоторых предприятий закрытие неизбежно. На начало 1999г. число безработных в области составило 260 тыс.

Перейти на страницу:
1 2 3

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).