Развитие и становление свободных экономических зон (СЭЗ) в постсоветских странах (СНГ).

Экономика постсоветских стран, как известно, является переходной. Но она значительно отличается от переходной экономики стран Центральной Восточной Европы. Если взять Польшу, то в так называемой социалистической экономике этой страны во многих отраслях доминировал частный сектор: 80% сельскохозяйственного производства так и не стало общественной собственностью. В Чехии, Словакии, Румынии и Венгрии частный сектор экономики был несколько меньшим по сравнению с Польшей, но эти страны свою хозяйственную деятельность уже в конце 70-х годов активно связывали со странами Западной Европы. Создавая, например, совместные предприятия с иностранным капиталом, они задолго до падения «Берлинской стены» использовали зарубежные инвестиции, приобщались к новым технологиям и передовым методам управления. Постсоветские страны такими возможностями не располагали. Эти и другие причины серьезно сказались на экономике постсоветских стран. Политическая стабильность не устойчива. Все это и выделило из группы стран переходной экономики постсоветские, процесс формирования и развития свободных экономических зон в которых имеет свои особенности. Во многих республиках бывшего СССР эти зоны рассматривают как средство для выживания.

Идея создания свободных экономических зон совпала с началом экономических реформ в бывшем Советском Союзе. Не имея опыта в организации и функционировании СЭЗ, советское правительство разработало единую концепцию свободных зон, которая предусматривала создание таких экономических структур в ряде регионов.

В результате уже в конце ноября 1990г. в Алма-Ате был принят специальный Закон «О свободных экономических зонах Казахской ССР», определивший общие принципы, правовые и экономические основы организации и функционирование СЭЗ. Этот же закон зафиксировал, что «свободная экономическая зона – это специально выделенная территория с четко определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемая в целях привлечения иностранного капитала, зарубежных технологий управленческого опыта для ускорения социально-экономического развития территории зоны».

В СЭЗ разрешены любые виды деятельности (хозяйственной, финансовой и др.) республиканскими и иностранными юридическими лицами и гражданами, за исключением производства продукции военного значения, а также тех видов деятельности, которые запрещены законом Республики.

В след за Казахстаном в начале 1991г. власти РСФСР приняли ряд документов, учредивших в Республике 11 свободных экономических зон, которые адресовались Ленинграду, Алтайскому краю, Находке, Сахалинской, Новгородской, Кемеровской, Читинской, Калининградской и другим областям.

В состав зон РСФСР входили обширные области и целые края, обеспечить инфраструктурное обустройство которых российское правительство было не в состоянии.

После развала СССР создание СЭЗ на территориях суверенных государств (СНГ) активизировалось. В числе наиболее значимых свободных экономических зон созданных на территории СНГ, была и зона «Брест». Она была создана по Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 1992 года. Целью создания этой зоны объявлялось развитие регионального и научно-технического потенциала с привлечением иностранного капитала, передовых технологий и опыта управления для решения следующих задач: обеспечения благоприятных условий для ускорения экономического развития Республики Беларусь и Брестского региона, в том числе:

Перейти на страницу:
1 2 3

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).