Последствия инфляции.

Цены потребительских товаров во время инфляции всегда растут быстрее, чем заработанная плата. Это легко объяснить: поменять ценники на продаваемые товары гораздо легче, чем добиться прибавки к жалованью, - коллективные договора заключаются обычно раз в год, и даже во время очень сильной инфляции – не чаще, чем раз в квартал.

Особенно тяжело во время инфляции тем, кто черпает свой доход из государственного бюджета (в нашей стране это военные, учителя, врачи, пенсионеры, получатели пособий по безработице, на детей и т.д.). Рабочие частной фирмы еще могут оперативно договориться со своим хозяином, в то время как бюджетные расходы государства может пересмотреть только парламент, а делается это достаточно редко и требует большого времени. Кроме того, во время инфляции особенно страдают те, кто создает сбережения или дает деньги в долг, поэтому люди в этот период предпочитают не делать ни того ни другого.

Фирмы также бывают, недовольны инфляцией. Обычно во время инфляции цены на разные товары растут не равномерно. Хорошо, если цены на продукцию фирмы растут быстрее, чем на сырье, которое она покупает. А если наоборот? Тогда фирма терпит убытки.

Кроме того, поскольку темпы роста цен обычно непредсказуемы, инфляция увеличивает неопределенность в экономике. Фирмы боятся заключать долгосрочные контракты, например договор на поставку продукта, производство которого требует длительного времени (корабля, самолета). По мере постройки корабля издержки производства будут все время увеличиваться, поэтому, когда изделие будет готово, оговоренной заранее цены может не хватить даже на покрытие издержек. Если бы заранее знать, каковы будут темпы роста цен, то во все соглашения о будущих покупках, продажах и займах можно было бы вносить поправку на ожидаемую инфляцию. Например, рыболовная компания заказывает новый траулер. Его нынешняя цена 500 млн. руб., а срок изготовления – 1 год. Если известно, что цены возрастут за год на 20 %, то в контракте можно указать цену 600 млн. руб.[1;180] Но, к сожалению, темпы инфляции, т.е. темпы роста цен, меняются и не поддаются точной оценки, и эта неопределенность представляет собой одно из главных зол, связанных с инфляцией. Из-за этой неопределенности инфляцией бывают, недовольны даже те люди и фирмы, для которых цены на продаваемые товары растут быстрее, чем на покупаемые.

При очень быстрой инфляции становиться вообще не выгодно что-либо продавать, поскольку полученные деньги обесцениваются раньше, чем их успевают потратить. Доверие к деньгам полностью исчезает, и их вытесняют деньги других стран или даже популярные товары (хлеб, сигареты и пр.).

Осуществлять новые капиталовложения при таких неясных перспективах также никто не будет. Вот почему во время инфляции все предприниматели занимаются краткосрочными операциями, в первую очередь, торговыми, чтобы получить деньги как можно быстрее, пока они еще не успели обесцениться. Например, так обстояло дело в России в 1992-1996 гг.[1;180] Возмущаться фирмами, вкладывающими средства не в производство, а только в торговлю, можно, это действительно плохо, но положение не менялось, пока не удалось существенно замедлить рост цен.

С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. Она будет эффективна лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины. Во всем мире на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного регулирования как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика). Для успешной реализации долгосрочной стратегии необходимо правительство, пользующееся доверием большинства граждан и твердо придерживающееся курса на подавление инфляции.

Перейти на страницу:
1 2

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).