ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОЭЗ

Выступая на заседании Совета по взаимодействию с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которое прошло в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации 9 ноября 2009 г., Министр экономического развития Эльвира Набиуллина привела несколько тезисов по особым экономическим зонам. В частности, были отмечены возникающие проблемы, связанные с ограничением возможностей бюджетов всех уровней по финансированию развития особых экономических зон. С этой целью были подготовлены поправки в законодательство, которые позволят повысить привлекательность механизма особых экономических зон. В технико-внедренческих зонах будет разрешено производство наукоемкой продукции, снижен минимальный порог инвестиций (с 10 до 3 миллионов евро) для промышленно-производственных зон, что позволит привлечь дополнительные инвесторов. В портовых зонах расширен список видов разрешенной деятельности (включено производство морских, речных и воздушных судов), объём инвестиций резидентов при строительстве объектов инфраструктуры в порту снижен до 10 млн. евро (вместо 100 млн. евро в морском и 50 млн. евро аэропорту). Законопроектом четко регламентированы права и обязанности резидентов.

В связи с упразднением Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Министерство экономического развития Российской Федерации, которое стало правопреемником РосОЭЗ, намерено оптимизировать структуру управления, с целью ее упрощения и перераспределения полномочий между федеральным центром и регионами.

Как ожидается, часть функций по управлению особыми экономическими зонами будет передана администрациям субъектов федерации при сохранении федерального контроля. Прежде всего, это коснется сотрудников территориальных органов РосОЭЗ, находящихся в регионах.

Положительный опыт реализации проектов ОЭЗ целесообразно распространить в других субъектах - ряд регионов готовы к созданию на своей территории зон с минимизацией федерального финансирования. Министерством сейчас прорабатывается вопрос о распространении на такие площадки, созданные самими регионами, и удовлетворяющие критериям закона, статуса особых экономических зон и соответствующего льготного режима без проведения конкурсных процедур.

В заключение

Как неоднократно было сказано в данной книге, зарубежный опыт многозначительно говорит в пользу СЭЗ. Безусловно, есть и ошибки, и недостатки, тем не менее, положительных качеств более чем достаточно. Мировая ассоциация свободных экономических зон объединяет не малое количество подобных структур. Они успешно действуют на различных территориях земного пространства, охватывая и Европу, и Азию, и Северную Америку, и Южную. СЭЗ получили развитие в странах с классическими рыночными системами, далеко продвинутых в направлении социально-ориентированных рыночных реформ, - в США, Швейцарии, Ирландии. Большой интерес и желание применить накопленный мировой опыт в формировании и функционировании СЭЗ среди стран бывшего СССР и Восточной Европы. Иными словами, логика свободной экономической зоны сохраняется во всех открытых системах, где среда формируется с участием соответствующих налоговых отношений.

Придать импульс развитию свободных экономических зон в России может базовый федеральный закон о свободных экономических зонах. Речь, разумеется, идет не только об устранении пробела в законодательстве. Как известно, свободные экономические зоны создаются в целях развития экспортного потенциала страны, увеличения объема и улучшения структуры экспорта товаров, расширения внешней торговли, увеличения поступлений в доходную часть бюджета на основе привлечения иностранных и отечественных инвестиций, новых техники и технологий, использования международного опыта управления этими структурами.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).