История возникновения Свободных экономических зон в России

Второй этап развития свободных экономических зон наступил уже в 1990-х годах. После принятия парламентом и правительством решений о создании зон свободного предпринимательства в стране появилось 19 экстерриториальных экономических образований, в дальнейшем к ним прибавилось еще несколько.В конце 1991-начале 1992 годов, когда российское руководство приняло курс на широкое открытие экономики в целях ее стабилизации, выборочная либерализация предпринимательского климата на уровне отдельных зональных территорий во многом лишалась своего смысла. Принятые в этот период в Российской Федерации нормативно-правовые акты по регулированию внешнеэкономической деятельности не предусматривали должных изъятий применительно к зональным территориям. И хотя действовавшие в зонах статусные положения формально никто не отменял, налоговые службы истолковали их как утратившие силу, что фактически упраздняло значительную часть ранее предоставленных зонам льгот.Такая неопределенность в законодательно-правовом положении СЭЗ вызвала беспокойство иностранных инвесторов, расценивших сложившуюся ситуацию как принципиальный отход правительства от линии на создание зон. Это, а также просьба руководителей зональных администраций (официальное обращение в федеральные органы власти весной 1992 г.) гарантировать действие ранее введенной в зонах системы льгот способствовали выходу в июне 1992 г. указа президента. В этом указе было подтверждено действие прежних зональных преференций для иностранных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями, сохранены отдельные льготы в области внешнеэкономической деятельности для российских предприятий и даже предусмотрены некоторые общие дополнительные льготы, нацеленные на облегчение финансирования объектов инфраструктуры в зонах. Предоставление для этих целей бюджетных кредитов, направление в специальные зональные фонды части средств от приватизации федеральной собственности и др. Принятие указа способствовало тому, что в отдельных зонах (Находка, Калининград) началась практическая разработка стратегии развития территории и конкретных инвестиционных проектов по ее обустройству.Тем не менее, к началу 1993 г. в правительстве возобладала линия на ликвидацию "суперзон". Подготовленный проект Закона РФ "О свободных экономических зонах" предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей - свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зональных территорий был положен принцип сочетания их выгодного географического положения с минимизацией затрат на их инфраструктурное обустройство, что обосновывалось необходимостью более реалистичного подхода к масштабности зональных проектов. На фактическое закрытие ранее созданных зон были направлены решения, принятые в июне 1993 г.: законодательное урезание предоставленных зонам таможенных льгот (Закон РФ "0 таможенном тарифе") и очередная отмена налоговых преференций (письмо ГНС и Минфина РФ). И хотя иностранным инвесторам указом президента были даны гарантии по сохранению прежних условий деятельности на три года вперед, над зонами нависла атмосфера бесперспективности.

Такое развитие событий, прежде всего, отражало стремление правительства удержать те или иные территории, претендующие на статус свободной зоны, в пределах национального экономического пространства.

Задачи формирования и функционирования свободных экономических зон в России.

Приступив к учреждению свободных экономических зон на собственной местности, Россия, похоже, следовала наполеоновскому принципу "поначалу ввязаться, а потом уж осмотреться". Но это "потом" затянулось так навечно, что лишило сам процесс и серьезной законодательной базы, и четкой стратегии. В итоге целые области и края, превосходящие по площади целые страны, получили статус свободных экономических зон без учета предпосылок и способностей действенного выхода на наружный рынок. Что же касается тех территорий, которые вправду заслуживают этого статуса (Находка, Выборг, Калининград и некие остальные), то и центр, и местные власти оказались на месте неподготовленными к созданию там свободных экономических зон. Отсутствие же общероссийского закона о свободных экономических зонах вносит неопределенность в правовой статус зон, в распределение правомочий и ответственности в отношении организаций и управления ими меж центром и местной администрацией, серьезно ограничивает инициативу последней. Очевидно, что это вредит становлению свободных экономических зон, как и вообще привлечению иностранных инвестиций в страну, непостоянность законодательства в отношении налогов и пошлин, денежного режима и остальных условий, которые изменяются в разные стороны не один раз в течение года. В Особенности нехорошим было аннулирование с начала 1992 года ряда объявленных льгот для свободных экономических зон. А уровень этих льгот существенно уступает тем, что имеются в ряде зарубежных государств, включая и некоторых членов СНГ.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).