Собственность и предпринимательство в рыночной экономике

3.

Объясните следующее положение: «Потребитель, и только потребитель, используя свое право голоса, определяет, насколько крупной должна быть фирма». Каковы основные правовые формы организации бизнеса? В чем преимущества и недостатки каждой из них?

Предприятия создаются с целью получения прибыли, которую они могут получить только от потребителя. Чем больше услуг или товара удастся реализовать потребителю, тем больше фирма получит прибыли. Объем выпускаемой продукции удастся увеличить либо за счет расширения самой фирмы, либо благодаря слиянию с другой фирмой.

Основные правовые формы организации бизнеса:

  • Частные хозяйства – индивидуальный предприниматель
  • Товарищества (партнерства)
  • Акционерные общества

Частное предпринимательство:

Преимущество:

· Автоматический контроль над деятельностью

Недостатки

· Предприниматель несет персональную ответственность за свою деятельность

· Низкая ликвидность инвестиций: инвестициями являются его собственное имущество

· Продолжительность деятельности ограничено его жизнью

Товарищества

Преимущества:

· Полное товарищество: участники солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества

· Выбывающему участнику выплачивается стоимость части имущества

Недостатки

· При товариществе на вере товарищи несут неограниченную ответственность по обязательствам товарищества

Акционерные общества

Преимущества

· Участники АО не отвечают по его обязательствам

· Акционеры АО могут без согласия других участников продавать свои акции

· Продолжительность существования не ограничена

· Риск убытков только в пределах стоимости принадлежащих акций

Недостатки

  • Владельцы акций в ОАО не участвуют в управлении фирмой

4. Каков удельный вес трансакционных издержек в обществе, где слабо определены права собственности? Является ли эта проблема характерной для развитого общества и в чем она находит свое проявление?

Одна из главных проблем функционирования рынка - это проблема трансакционных издержек (transaction cost) - издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности.

Понятие трансакционных издержек было введено в экономическую теорию Р.Коузом в статье "Природа фирмы" (1937). Они включают расходы, связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работу по измерению свойств товара (услуги), издержки по спецификации и защите прав собственности, а также траты, связанные с преодолением оппортунистического поведения контрагентов. Политэкономия XIX в. фактически абстрагировалась от трансакционных издержек. Однако в ХХ в. не замечать их стало просто не возможно.

В условиях рыночной экономики, где субъекты обособлены друг от друга, предпосылкой обмена выступает принадлежность благ агентам экономических отношений. Именно собственник, вступая в рыночные отношения, определяет, как и на каких условиях экономическое благо будет передано другому лицу, то есть что является объектом передачи: права пользования, владения, распоряжения, управления и т.д. Сбор необходимых данных о правомочиях продавца входит в издержки поиска информации и ведения переговоров. Полное право собственности обычно включает целый набор прав: владения, пользования, распоряжения, управления, право на доход, на капитальную стоимость блага, на безопасность, на переход блага по наследству или завещанию, а также бессрочность, запрещение вредного использования, ответственность в виде взыскания и остаточный характер (А.Оноре).

Перейти на страницу:
1 2 3

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).