Китай

Перед созданием свободной экономической зоны должно иметь экономическую стратегию и экономическую политику. Суть дела не в том, хорошие они или плохие. Главное - они есть и последовательно проводятся в жизнь всей мощью партии-государства. В Китае было решено, в частности, что восточные, приморские районы должны стать главным двигателем экономического подъема. Экономика должна обрести экспортную ориентацию, что страна должна сделать все возможное для максимального привлечения иностранного капитала и т. д. Опыт КНР свидетельствует, что существует серьезная самостоятельная проблема - согласование реформы с экономической стратегией и тактикой. Между ними возникают противоречия, и в КНР уже неоднократно приходилось искать пути их примирения, сдерживая темпы проведения реформ во имя реализации избранной стратегии и тактики экономического подъема.

Свободные экономические зоны создаются по единой логической схеме: поощрение определенных видов и направлений хозяйственной деятельности путем селективной либерализации инвестиционного капитала. Применительно к свободным экономическим зонам речь идет о смешанной системе льгот для стимулирования различных видов деятельности. Логика образования экспортно-производственных зон была предопределена практикой развивающихся стран, когда в середине 60-х годов возникала необходимость стимулирования промышленного производства и занятости за счет притока иностранного капитала. С точки зрения теории сравнительных преимуществ эта логика достаточно проста: если страна не в состоянии по каким-либо причинам обеспечить широкое открытие экономики для иностранного предпринимательского капитала, она может это сделать в рамках свободных экономических зон. Правительство имеет возможность проводить иную промышленную политику и создавать специальный благоприятный инвестиционный климат для иностранных граждан на территории таких зон. Главный вывод состоит в том, что число конкретных целей для создания зоны, предопределяющих выбор системы льгот, должно быть ограничено и четко определено. Множественность и неясность целей ведут к необоснованному распространению льгот практически на все виды деятельности и на операции любых субъектов.

Создание свободных экономических зон - это сложно организационно-экономическая структура, надо внимательно подходить к этому процессу. Не только при создании, но и при функционировании свободных экономических зон существует глубинная связь между выбранным типом и ее организационно-экономической структурой. При создании свободных экономических зон важно предусматривать, что она является вкраплением в национальную экономику, значительно от нее отличающуюся. В свободных экономических зонах специально создаются такие условия, в которых в относительно сжатые сроки вызревает производственная инфраструктура, адекватная мирохозяйственной сфере, чего, как правило, не бывает в экономике в целом. В связи с тем, что свободные экономические зоны являются неотъемлемой частью национальной экономики, неизбежно отражение последствий ее развития на экономике страны. В частности, без проработки стадий в образовании свободных экономических зон может вызвать «кредитный удар» но не только в зоне, но и во всей экономике.

Одним из общих приоритетов, который необходимо учитывать при создании СЭЗ, является выбор направлений иностранных инвестиций. Очевидно, что они могут дать положительный результат только в том случае, если будут направлены: на техническое перевооружение базовых отраслей и на фундаментальные государственные программы экономических преобразований и структурной перестройки хозяйства.

Принципиальное значение имеет вопрос о границах свободной экономики. Конечно, важно, чтобы ее территория была расположена вблизи крупных транспортных узлов, имела бы природные рубежи, которые отделяют ее от остальной территории страны. Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее общим из них относятся:

Перейти на страницу:
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).