Республика Молдова

В литературе, посвященной вопросу создания СЭЗ, большое внимание уделяется предоставлению зарубежным инвесторам различного рода льгот – таможенных, налоговых, правовых и др. Это закономерный подход, отражающий практику формирования свободных экономических зон в других странах мира.Однако этим ограничиваться нельзя. Дело в том, что, по мнению многих зарубежных экспертов, наибольший интерес для иностранных инвесторов представляют не дополнительные прибыли от предоставленной им каких-либо льгот, а скорее обеспечение доступа к национальному рынку. Видимо, это последнее обстоятельство должно находиться в центре внимания государственных программ по составлению определенных проектов СЭЗ, так как это стремление предполагает установление экономических связей предприятийСЭЗ с отечественными предприятиями на территории РМ и так или иначе затрагивает основы структуры национальной экономики и механизма ее функционирования.

Анализ зарубежного опыта создания СЭЗ, а также горький опыт функционирования зоны свободного предпринимательства «Expo-Business-Chisinau», показывает, что для их нормального функционирования важнейшей задачей является обеспечение страхования иностранных инвестиций. Поэтому неотъемлемой составной государственной программы организации зон на территории Республики Молдова является необходимость страхования молдавских и зарубежных капитальных вложений от различных рисков, в том числе и политических. Страхование также должно гарантировать неприкосновенность капитала, вложенного отечественными и зарубежными предпринимателями в развитие данной зональной территории.

Актуальной задачей государственной программы организации и развития свободных экономических зон на территории Республики Молдова является разработка эффективной системы управления зонами в центре и на местах. С одной стороны, эта система должна учитывать потребности местных территорий в привлечении иностранных капиталов, заинтересованность местных властей в развитии управляемых ими территорий, в обеспечении их успешного выхода на мировой рынок. С другой стороны, предоставляя финансовые ресурсы в пользу зональных территорий, правительство заинтересовано не только в удовлетворении местных, но и общенациональных интересов. Поэтому ключевым вопросом создания СЭЗ является определение баланса этих взаимосвязанных интересов. Однако на каком бы уровне – макроэкономическом или местном – ни разрабатывалась система управления специальными экономическими зонами, во всех случаях она должна придерживаться основополагающего принципа – быть эффективным инструментом для инвестора при решении всех организационных вопросов. Свободные экономические зоны призваны выполнять свою специфическую роль, концентрируя экспортоориентированное и импортозамещающее производство, стимулируя внешнеэкономические связи, представляя «ловушки» для иностранных инвестиций. Они также должны стимулировать сосредоточение технико-технологических инноваций, способствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования.

Рассматривая свободные экономические зоны как важную составную часть современной рыночной экономики, не следует преувеличивать их роль и значимость. Опыт функционирования СЭЗ во многих странах мира свидетельствует об ограниченной возможности их влияния на развитие национальной экономики. Вряд ли и в Молдове образование и функционирование спецзон следует поднимать до уровня самостоятельного направления социально- экономических преобразований. При «блочном» поэтапном строительстве рыночной экономики свободные экономические зоны будут длительное время оставаться «вещью в себе», а отнюдь не «полюсами роста», распространяющими свое влияние на остальное экономическое пространство. В условиях «широкозахватного» метода строительства рыночной экономики свободные экономические зоны не могут не привлекать, помимо позитивного предпринимательства, многочисленный криминогенный элемент, оставаясь также достаточно длительный период образованиями анклавного характера.

Перейти на страницу:
1 2 3 

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).