Республика Молдова

В результате 8 августа 1998 года поправки в закон о бюджете лишили розничную торговлю налоговых и таможенных льгот, несмотря на 10—летние гарантии, предоставленные законом. Потом последовал ряд противоречащих закону инструкций Министерства финансов республики. В развитии свободной экономической зоны наступил период спада: бюджет получил на 1 млн. леев меньше, большее количество работников ЗСП ушли в принудительный отпуск или были уволены, застыли стройки, нарушились заключенные контракты, остались невозвращенными банковские кредиты, обанкротились многие резиденты и Администрация. В течение 2,5 – 3 последующих лет в результате выжидательной и нерешительной политики правительства Республика Молдова ЗСП не развивалась, но и не умерла окончательно, так как были отменены льготы только в отношении розничной торговли. Все остальные преимущества, которые предоставляет резидентам закон о ЗСП, остались. В настоящее время деятельность и инвестиции некоторых резидентов продолжаются. ЗСП сохранила свою привлекательность для инвесторов и может стать хорошим трамплином для развития. Во многом это обусловлено сохранением ряда льгот и преимуществ в осуществлении производственной деятельности, оптовой торговли и оказании различного вида услуг. Например, товары, произведенные в ЗСП при вывозе с ее территории, освобождаются от акцизов и НДС, они также освобождаются от таможенных пошлин при их вывозе на таможенную территорию Молдовы. При этом примечательно, что освобождение от таможенных пошлин применяется при временном вывозе товаров из Зоны, без их реализации. А также и при ввозе обратно в переработанном или доработанном виде, если степень переработки не превышает 50%. Такая возможность способствует стимулированию работы, как резидентов, так и их партнеров за пределами Зоны, но на территории Молдовы. Полностью освобождены от уплаты таможенной пошлины и товары, вывозимые через ЗСП за пределы таможенной территории Молдовы, независимо от места их происхождения. Это способствует развитию оптовой торговли. Сохранился и порядок освобождения от уплаты НДС и акцизов на товары и услуги, ввозимых на территорию ЗСП из-за пределов Молдовы, а также происходящих из Молдовы и предназначенных для конечного потребления.Товары, произведенные в Молдове и ранее импортированные в Зону Свободного Предпринимательства, могут продаваться на территории Зоны без уплаты таможенных процедур.

На территории Зоны Свободного Предпринимательства ведется активное строительство офисных помещений.

Работа в сфере оказания услуг на территории ЗСП – одно из самых выгодных и перспективных направлений деятельности. При открытии офиса на территории зоны фирма получает возможность оказывать услуги без НДС. Также резиденты Зоны получают налоговую льготу по уплате подоходного налога в размере 45% от установленной в Молдове ставки в течение первых пяти лет своей деятельности. Т.е. ставка подоходного налога составит всего 12,5%, всю остальную прибыль можно использовать на развитие. Кроме того, резиденты, инвестировавшие в развитие ЗСП капитал, эквивалентный не менее $250000, на пять лет полностью освобождаются от уплаты подоходного налога.

Именно поэтому все больше фирм, как на территории Молдовы, так и за ее пределами прибегают к услугам резидентов Зоны. Зарубежные партнеры чаще используют возможности складского хранения своих товаров с последующим их реэкспортом или оптовой продажей. Молдавские фирмы, кроме этого, стремятся и к установлению партнерских отношений с резидентами по переработке различных товаров.

Все это активизирует деятельность резидентов зоны, способствует растущему спросу на складские и офисные помещения.

Кроме этого, на территории Республики Молдовы образованы и функционируют следующие зоны: "Производственный парк "Отачь-бизнес", "Производственный парк "Тараклия", зона свободного предпринимательства "Твардица", "Производственный парк "Валканеш". Все вышеперечисленные Зоны Свободного Предпринимательства находятся на начальном пути своего развития, т.е. на стадии становления.

Молдове, как и другим странам, находящимся на стадии перехода к рыночным отношениям, в настоящее время можно сконцентрировать свои усилия на достижении всего лишь нескольких приоритетных целей. Надо избирательно проводить определенные мероприятия, которые будут способствовать привлечению иностранного капитала в страну.

На нынешнем этапе участия Молдовы в мировой экономике главной целью создания свободных экономических зон является глубокое включение республики в международное разделение труда посредством привлечения в эти зоны иностранного капитала. Хотя бы приближенное достижение этой цели предполагает решение многих важных экономических задач.

Прежде всего, необходимо разработать государственную программу организации специальных экономических зон на территории республики Молдова.При этом целесообразно саму программу развития СЭЗ составить из ряда частей.

Изначальной ее составляющей должен быть сектор регламентации условий функционирования специальных экономических зон. Зарубежные инвесторы заинтересованы иметь четкое представление о таможенных льготах, т.е. об освобождении их от импортных пошлин или их существенном снижении по сравнению с обычными. Их необходимо ознакомить с налоговыми льготами, т.е. со снижением или полным снятием налогов на добавленную стоимость и на прибыль, а также акцизов. Инвесторы должны быть информированы о предоставлении разного рода бюджетных субсидий, об упрощенном правовом режиме учреждения и регистрации своих предприятий, о банковском льготном кредитовании и полной либерализации валютных операций. Со всеми этими и другими условиями зарубежные предприниматели должны без каких-либо проволочек ознакомиться в информационном центре зональной территории.

Перейти на страницу:
1 2 3

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).