Республика Молдова

Закон «О Зоне свободного предпринимательства «Expo-Business-Chisinau» правительством Республики Молдова был принят в 1995 году. Было принято решение отработать новую для республики форму хозяйствования на территории бывшей ВДНХ, которая приходила в страшный упадок. На ее содержание выделялось только 30-50% необходимых средств. Последние инвестиции на развитие были направлены еще в 1984 году.

Организация свободной экономической зоны классического типа требует на этапе ее создания серьезных затрат на развитие инфраструктуры. Однако если по каким-либо причинам не могут быть выделены такие средства, то используются иные варианты организации зоны с целью создания особой привлекательности для капитала. В период становления применяются отличные от «классики» виды деятельности, например, розничная торговля. Подобного рода зоны действуют во многих странах Латинской Америки.

Государство Республики Молдова выбрало именно такой путь для создания первой СЭЗ, в том числе по причине прозрачности молдавских границ, высокого уровня теневой экономики и т.п.

Другое отличие от классической схемы заключается в том, что резиденты свободной Зоны, обязательно должны были стать резидентами Республики Молдова. Таким образом, они включались в существующую в стране систему контроля над соблюдением действующего законодательства. А за Администрацией свободной Зоны оставался, в основном, контроль над исполнением специфических положений законодательства. При этом государство предоставило инвесторам гарантии того, что законодательство о свободной экономической зоне не будет меняться в течении 10 лет. Это все дало большой импульс для предпринимательской инициативы. В Молдову пошли инвестиции, Зона Свободного Предпринимательства «Expo-Business-Chisinau» в условиях всеобщей депрессии стала точкой экономического роста.

За два года резидентами Зоны Свободного Предпринимательства стали 64 иностранные фирмы, представляющие 22 страны. По состоянию на 30 сентября 1998 года было инвестировано почти 62 млн. леев, причем из них 1/5 безвозмездно в развитие инфраструктуры зоны. К концу 1998 года ожидалось получение инвестиций на 100 млн. леев.Активно осваивались новые виды деятельности. Производство товаров достигло уже 11% от общего объема оборота в свободной Зоне. Наладился выпуск компьютеров, электронных газовых горелок для табакосушилок, телевизоров, кассовых аппаратов и др.

Объем поступлений в бюджет с этой территории с учетом ряда совместных предприятий, ранее работавших в Республики Молдова и прошедших по конкурсу в свободную Зону, увеличился в 15 раз. Интересна динамика. Так, если в первом полугодии 1997 года платежи в бюджет составили 2,4 млн. леев, то во втором полугодии уже 6,5 млн. леев. За это время было создано почти 1500 новых рабочих мест.К ним можно прибавить около 400 новых рабочих мест, созданных у подрядчиков.

Благодаря целенаправленной работе порядка 150 местных производителей реализовали товары через торговую сеть свободной Зоны, довольно успешно конкурируя с импортерами.

Организация Зоны Свободного Предпринимательства изначально рассматривалась как способ выхода экономики республики из глубокого экономического и социального кризиса.

Первая задача – приостановить разрушительный процесс на территории ВДНХ – была решена буквально за полгода. Далее, в соответствии с утвержденной концепцией и генеральной схемой развития была заложена основа создания в Зоне Свободного Предпринимательства бизнес – центра.

Вторая задача – организация производства товаров, в первую очередь, на территории субзон. В первом полугодии 1998 года (до внесения поправок в законодательство) восемь резидентов собирались открывать производство в субзонах, закупали оборудование.

Этому способствовала торговля, и в первую очередь, розничная, которая занимала менее 40% от всего оборота в свободной Зоне. Но именно она послужила главным прикрытием начала борьбы против свободной Зоны. Согласно законодательству 1998 года, одно физическое лицо было вправе приобрести товары без НДС и таможенных пошлин на сумму 250 долларов США в месяц. Доля товаров, реализуемых в свободной Зоне, не превышала 3-4% от объема легальной торговли в республике, при этом магазины Зоны давали 35% от всех доходов в торговле республики.

Еще одна задача, решаемая свободной Зоной – это борьба с черным рынком.Наступление государства на свободную Зону на этом фронте вызвало объединение против Зоны Свободного Предпринимательства сил, имеющих прямой интерес на черном рынке. А черный рынок в Республике Молдова очень значителен.

Появление торговли в ЗСП разрушило монополию черного рынка и вызвало снижение на нем цен. Но покупатели отдавали предпочтение свободной Зоне, так как здесь не было риска в качестве пищевых продуктов, а при покупке сложной техники клиент получал гарантии на последующее обслуживание.Заработал экономический механизм борьбы с черным рынком, но государство не воспользовалось им для дальнейшего наступления. Под воздействием влиятельных сил теневой экономики началось формирование общественного мнения на тему: «ЗСП наносит ущерб бюджету». Стал проповедоваться лозунг несправедливости различных условий для резидентов в свободной Зоне и остальных предпринимателей. К этому была подключена и легальная торговля, хотя, как показывает статистика, ЗСП на товарооборот легальной торговли не повлияла. Был найден предлог и возможности для вовлечения в борьбу против свободной Зоны и международных структур.

Перейти на страницу:
1 2 3

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).