Вывоз капитала из России в 90-е годы

Главной причиной вывоза капитала из России следует считать фундаментальную нестабильность общественной и хозяйственной жизни. Поэтому основная гипотеза может быть сформулирована следующим образом: капитал вывозится из России вследствие нестабильности институциональной обстановки, включая налоговую систему.

Какая именно сумма покинула пределы страны за последние годы твердо сказать никто не может. Самые средние прикидки даже в 200 млрд. долларов прямо выводят на сопоставление с внешним долгом России. Разброс оценок по «бежавшим» ка­питалам велик. По последним данным Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю за 1992-2000 гг. из страны вывезено от 130 до 400 млрд. долл.

Каналы вывоза капитала весьма разнообразны. Остановимся на основных из них.

1. Оффшорные компании. Чаще всего они не являются самостоятельным каналом для вывоза капитала, а используются для осуществления мнимых сделок. Обычная для России практика предусматривает использование оффшорных фирм для за­ключения мнимых контрактов с завышенными (заниженными) ценами. Она нацелена на использование преимуществ льготного налогового режима в оффшорах, где должна оставаться основная часть прибыли от сделки.

2. Мнимые сделки. По гражданскому кодексу РФ мнимая сделки трактуется как «совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия». Однако механизм мнимых сделок активно используется, так как достаточно сложно доказать факт намерения заключить именно мнимую сделку. Мнимые сделки заключаются с фирмой-нерезидентом в одной из следующих форм: импорт товаров на условиях предоплаты, экспорт на условиях предпоставки, завышение (занижение) цен контракта, завышение штрафных санкций и контракт за предоставление услуг. К примеру, под видом одного товара через границу перемещается другой. Допустим, под видом бензина А-76 экспортируется более качественный и, следовательно, более дорогой А-92, а разница в цене остается за рубежом.

3. Получение разрешения Центрального Банка Российской Федерации. По Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты могут получать разрешение от ЦБР на проведение капитальных операций. Претендент должен представить ЦБР или его подразделениям необходимый пакет документов или заключение органа государственного управления относительно целесообразности или обоснованности осуществляемой операции. Появилось большое количество участников внешнеэкономической деятельности, что привело к демонтажу системы валютного и ценового контроля со стороны государства. Это обеспечило полную свободу распоряжения валютными средствами для недобросовестных экспортеров и импортеров. В результате активизировалось использование всевозможных каналов утечки валюты из страны при осуществлении легальных экспортно-импортных операций.

4. Выдача кредитов за рубеж. Использование кредитования нерезидентов для вывоза капитала возможно, как минимум, в двух формах. Во-первых, это невозврат нерезидентами полученных от российских банков и фирм кредитов, являющихся раз­новидностью мнимых сделок, так как в результате перечисленные за рубеж деньги оказываются на зарубежных счетах резидента. Во-вторых, это завышение процентов по кредиту.

5. Использование пробелов в валютном контроле. Особенно активно схемы, основанные на «простом» невозврате валютной выручки, использовались в 1992-1994 гг., когда система валютного контроля еще не была создана. Однако и сегодня значительная часть внешнеторговых операций находится вне сферы валютного контроля.

Перейти на страницу:
1 2 3

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).