Инфляция

Утвердившийся в российской экономике механизм накопления капитала, помимо двух отмеченных выше черт модифицирован обстановкой инфляции, которая на начальном этапе либерализации цен (1992-1994 гг.) достигала параметров гиперинфляции. Индекс потребительских цен на товары и услуги в 1999 году превысил уровень 1991 года в 6,1 тыс. раз. В 1996-1997 годы жесткими монетаристскими методами (уменьшение денежной массы, бюджетного дефицита, общей суммы расходов государства, наращивание государственного долга и неплатежей) инфляцию удалось подавить. Но финансовый кризис 1998 года привел к очередному ее всплеску, хотя и не в таких масштабах, как прогнозировалось многими реформаторами.

Специфика накопления капитала в российской экономике переходного периода заключается, следовательно, прежде всего в том, что оно не сопровождалось ростом объема общественного капитала в материально-вещественном выражении; более того - величина этого капитала за рассматриваемый период сократилась. Накопление частного капитала, если рассматривать его макроэкономические результаты, происходило не столько путем капитализации сокращающихся величин сбережений (стоимости создаваемого прибавочного продукта), а главным образом посредством перераспределения через приватизацию ранее созданного общественного капитала.

Российский частный капитал, согласно наиболее распространенным оценкам его характера, является олигархическим, номенклатурно-криминальным и теневым, то есть по своим качественным признакам резко отличается от той теоретической модели, исходя из которой разрабатывалась программа рыночных реформ. Операции этого капитала, в первую очередь крупного, были сосредоточены прежде всего в сфере обращения, финансового посредничества, разного рода спекулятивной деятельности и в гораздо меньшей степени охватывают область реальной экономики - производство товаров и услуг. Государство, призванное в условиях объявленной демократии обеспечить проведение реформ в интересах всего общества, по существу стало на позиции если не прямого поощрения, то очевидного непротивления ускоренному олигархическому и криминальному накоплению крупного частного капитала.

Руководствуясь идеями о либерализации экономики, отказа от планового ее регулирования, разделяя априорный постулат о неэффективности государственных предприятий по сравнению с частными и форсируя темпы приватизации, государство ослабило вместе с тем внимание к организации управления той частью собственности, которая осталась под его контролем.

Тем не менее, несмотря на крайне либеральное для частного капитала законодательство, эффективный собственник в большей части крупного и среднего предпринимательства за истекшие годы так и не был создан. Преобладающая часть приватизированных предприятий не смогла наладить устойчивую работу в условиях рынка, многие из них находятся на грани выживания. В связи с этим в обществе широко распространены мнения о желательности пересмотра итогов приватизации в тех случаях, когда она сопровождалась ухудшением работы предприятий и была осуществлена с нарушением законов.

Радикальные либералы, возглавлявшие Госкомимущество, а затем аналогичное министерство, которое руководило проведением приватизации, видят свою заслугу в том, что они осуществили ее быстро и якобы мирным путем. Однако быстрота обернулась не менее стремительным обвалом производства, а якобы мирный передел собственности стал причиной резкого роста преступности и криминализации общества. О мирном перераспределении собственности допустимо говорить лишь в том смысле, что само государство и его органы не осуществляли его насильственными мерами. Принятый порядок приватизации привел к криминальной войне в стране, масштабы которой по существу сравнимы с войной гражданской. Эта война ведется не только против общества и государства, но и против класса новых собственников. В местах заключения под арестом находятся более одного миллиона человек. Во внутренних войсках и органах милиции, по имеющимся сведениям, занято 1,6 млн. человек, или один процент всей численности населения, но и такая армия правоохранительных служб не в состоянии приостановить продолжающееся распространение преступности. Не полагаясь в охране своей собственности на государство, частные фирмы, банки и иные коммерческие структуры содержат собственные охранные службы. В частных охранных организациях служат еще около 600 тысяч человек. Рост преступности связан в первую очередь с переделом собственности и вызван массовым обнищанием населения, с одной стороны, и борьбой новых собственников, включая представителей криминального капитала, за право контроля над частными предприятиями и организациями, с другой стороны.

Перейти на страницу:
1 2

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).