История экономики

Процесс национализации продолжался в той или иной мере и в по­следующие десятилетия. Так, в 1981 г, были национализированы еще 12 промышленных концернов, 36 банков, крупнейших из оставшихся вне

государственного сектора. В итоге кредитная система практически полностью оказалась в руках государства.

Следует оговориться, что приблизительно половина предприятий го­сударственного сектора — смешанные общества с участием государствен­ного и частного капитала. Государство в таких обществах является лишь наиболее крупным акционером. Естественно, что в этих условиях осо­бенное развитие получило государственное планирование. Главный ор­ган планирования во Франции — Генеральный комиссариат планирова­ния был создан по инициативе коммунистов в 1946 г. В чем суть индикативного планирования? Государство заключает с государст­венными неакционерными компаниями контракты с плановыми зада­ниями и цифровыми показателями. С акционерными же компаниями, которых в государственном секторе большинство, заключаются контрак­ты, где оговариваются стратегические направления развития[24].

Эта поли­тика получила название дирижизма, который в определенном смысле представляет собой феномен экономического развития Франции.

В 80-х годах в экономической политике большинства стран наби­рают силу неоконсервативные тенденции, и этот процесс не обошел стороной и Францию. В частности, 1986 г. был принят закон о дена­ционализации государственного сектора. А в 1991 г. французское пра­вительство предоставило право государственным предприятиям про­давать до 49,9% своего капитала частному сектору. В эти же годы стали проводиться меры по снижению государственного административного регулирования и контроля.

Тем не менее, и в 90-х годах во Франции под государственным кон­тролем находилось примерно 1/4 промышленных предприятий, 2/3 общего числа банков. А доля национально дохода, перераспределяемо­го через госбюджет, составляет около 50%.

Германия

Довоенный уровень промышленного производства был восстанов­лен несколько позже, чем в других странах — к 1951 г. Но затем про­мышленность ФРГ начала ускоренно развиваться. Ускоренный эконо­мический рост и выдвижение страны в конце 50-х годов на второе ме­сто в мире многие называли экономическим чудом. Причины? Конечно, в определенной степени это можно объяснить реализацией плана Маршалла[25]. Однако в гораздо большей степени бурное развитие Германии объясняют экономической политикой Л. Эрхарда. Став министром экономики Западной Германии, он задал­ся целью обеспечить благосостояние граждан. Способом достижения этой цели Эрхард избрал претворение в жизнь стратегии неолибера­лизма, ратующего за свободную рыночную экономику и конкуренцию. Возможно, в определенной степени, это была реакция на политику Третьего рейха.

В принципе немецкая экономическая политика послевоенного пе­риода представляла собой денационализацию и противодействие об­разованию картелей, а также демократизацию, выражающуюся в при­влечении широких масс в принятие решений. Главная ставка в ходе ре­форм была сделана на развитие малого и среднего бизнеса как «основы благосостояния» для всех, которому обеспечили максимально благо­приятные условия развития. Это касалось как промышленности, так и сельского хозяйства. После аграрной реформы 1947— 1949 гг. сократи­лось число юнкерских хозяйств, основная часть сельских угодий пере­шла средним и мелким хозяйствам. Среди прочего, эта политика спо­собствовала тому, что уже в 1954 г. был вдвое превышен уровень произ­водства 1936 г.

Перейти на страницу:
24 25 26 27 28 29 30 31 32

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).