СЭЗ в Польше

Основной удельный вес в российском экспорте в Польшу занимают энергоресурсы. В то же время, российские регионы готовы поставлять в Польшу самые разные товары: зерноочистительное оборудование (ОАО "Воронежсельмаш"), запчасти для судов (ООО "Интерпромоборудование"), лакокрасочные материалы (ЗАО "Рогнеда"), витаминно-минеральные комплексы (ЗАО "Аквион") и многое другое. Между нашими странами практически отсутствует производственное и кооперационное сотрудничество, которое существовало в предыдущие десятилетия в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

Непропорционально малы объемы инвестиционного сотрудничества - как в сопоставлении с товарооборотом между странами, так и с потенциальными возможностями и потребностями экономики России и Польши. Объемы накопленных польских инвестиций в России составляют всего около 0,5 млрд. долларов. Это явная недооценка емкого российского рынка, который в советское время гарантировал сбыт широкого ассортимента польских товаров тяжелой и легкой промышленности, сельского хозяйства. Накопленные российские капиталовложения в Польше составляют около 2 млрд. долларов. Основные российские инвесторы в польскую экономику – энергетические компании: ОАО «Газпром» (строительство транзитного газопровода «Ямал-Европа»); ОАО «Лукойл» (сектор углеводородного сырья). Надо признать, что климат для возможного притока российского капитала в Польшу пока недостаточно благоприятен. В частности, ограничивается участие российского капитала в топливно-энергетическом и металлургическом секторах. Для достижения большей сбалансированности российско-польских экономических отношений, в том числе с учетом кризиса, необходимо продолжить совершенствование правовой сферы нашего взаимодействия, где выделяется задача заключения нового Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. И наша прямая задача как законодателей – обеспечить быстрое принятие таких правовых актов. Представляется, что странам надо сосредоточить усилия на развитии сотрудничества по трем взаимосвязанным направлениям: взаимные и совместные инвестиции, малый и средний бизнес, экономические связи между регионами России и Польши.

Межрегиональное сотрудничество объединяет партнерскими связями целый ряд польских воеводств и субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований обеих стран. На сегодня такие связи имеют 9 воеводств Польши и 21 российский регион; около 50 российских муниципальных образований осуществляют связи с местными органами самоуправления Республики Польша. Соглашения предусматривают взаимодействие в сфере экономики и привлечения инвестиций, содействие в установлении контактов между торгово-промышленными палатами, профессиональными объединениями, организациями и предприятиями малого и среднего бизнеса.

Тон в этом деле задают советы по сотрудничеству Калининградской области и Санкт-Петербурга с северо-восточными воеводствами Польши, учрежденные на основе соответствующих межправительственных соглашений. Только в Калининградской области зарегистрировано около 600 предприятий с участием польского капитала. Несмотря на кризис, Россия и регионы реализуют тщательно разработанные перспективные стратегии развития. Противодействуя кризису, не следует забывать о перспективах. Таким образом, основа для сотрудничества есть и надо продвигаться дальше.

Факторы стабилизации польской экономики

Одной из причин стабилизации польской экономики является хорошо действующая банковско-финансовая система страны. Польские банки в незначительной мере ощутили последствия финансового кризиса, начавшегося в Соединенных Штатах. Несмотря на то, что иностранные инвесторы владеют большой долей в этом секторе экономики (более 71% капитала), на американских инвесторов приходится только 7% объема. Благодаря надлежащему надзору государства, с одной стороны, и разумному хозяйствованию самих банкиров — с другой, удалось избежать трудностей, которые привели к распространению мирового кризиса и стали серьезной проблемой для соседних с Польшей стран, в том числе и для Украины.

Польские банкиры значительно меньше, чем их коллеги в других государствах, использовали рискованные методы финансирования и ведения банковской деятельности (в частности, на основе деривативов), опираясь чаще всего на депозиты. Польские банки намного осторожнее подходили к кредитованию, особенно ипотечному, благодаря чему избежали проблем, характерных для многих иностранных банков. Кроме того, польское правительство подготовило и претворило в жизнь ряд юридических документов (среди прочего — так называемый регулятивный пакет), дополнительно поддержавших и усиливших финансовую систему государства. Соответствующие меры по обеспечению стабильности финансового сектора принял также Национальный банк Польши.

На развитие польской экономики положительно влияют также инвестиции в инфраструктурную сферу, финансируемые в основном из средств Евросоюза. В течение 2007—2013 годов Польша сможет использовать в целом 67 млрд. евро-вспомогательных фондов ЕС, направленных преимущественно на инвестиции. Говорят, что европейские структурные фонды являются сегодня для Польши тем рычагом, которым в других странах становятся многомиллиардные программы в поддержку национальных экономик, как, например, программа доплат при покупке новых автомобилей в Германии и т.п. Польша также опосредованно выиграла от реализации этой немецкой программы, поскольку некоторую часть “дофинансированных” автомобилей граждане Германии приобрели именно здесь.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).