СЭЗ в Польше

Польские СЭЗ имеют ряд характерных черт, основная из них - с самого начала центральные власти не были вовлечены в процесс их организации. К минимуму сведены бюджетные программы и бюрократическое вмешательство. Но из-за бесплодных дискуссий о привилегиях для СЭЗ центральной и местной власти, в стране не используется весьма выгодное для иностранных инвесторов особо благоприятное географическое положение страны в целом и отдельных ее регионов. Благодаря этим факторам в стране могли бы успешно развиваться экспортно-производственные - порто-франко и другие виды экономических зон на побережье Балтийского моря, по берегам рек Одер и Висла. В этом случае Польша вполне могла бы играть роль связующего звена между Россией и Европейским Союзом, между Скандинавскими странами и странами юга Европы.

В 1989 г. в Польше произошло изменение хозяйственной системы. Возникла необходимость радикальной экономической трансформации, отвечающей потребностям общества. Внедрение принципов рыночной экономики выявило размер скрытой безработицы, характерной для предыдущего периода. Многие предприятия, являвшиеся важными работодателями в своих регионах, оказались банкротами. Необходимость закрытия ключевых, с точки зрения обеспечения занятости, предприятий вынудило правительство активизировать экономическую жизнь и начать создавать новые рабочие места. Важную роль в процессе изменений экономической ситуации могли сыграть СЭЗ, которые государство имело возможность создавать с целью хозяйственной активизации отдельных регионов, нуждающихся в реструктуризации с помощью не только отечественных институтов и финансов, но и внешних стратегических инвесторов, особенно их капитала и технологий. Именно так и поступило польское правительство, предложив иностранным инвесторам вложить свой капитал в экономику Польши посредством СЭЗ. Активность Польши в создании свободных экономических зон началась с Таможенного акта, принятого в декабре 1989 г. Этот документ определил жизнедеятельность свободных таможенных зон. В соответствии с законодательством свободные таможенные зоны определяются как отдельные и незаселенные части польской территории, где национальные и иностранные предприятия могут осуществлять деловые операции, исключая лишь розничную торговлю. Но розничная торговля не запрещается в свободных экономических зонах, организованная в аэропортах, речных и морских гаванях. Привезенные в воздушные и водные порты товары освобождаются от пошлин, квот и разрешений. Предпринимательство, имеющее место внутри свободных таможенных зон, приравнивается к оффшорным операциям. И в этом случае на такую территорию свободной таможенной зоны распространяется налоговое законодательство страны.

К основным целям функционирования СЗЭ относятся:

1. Развитие определенных сфер хозяйственной деятельности;

2. Создание новых рабочих мест;

3. Развитие новых технических и технологических решений и их использование в народном хозяйстве;

4. Развитие экспорта;

5. Использование имеющегося промышленного имущества и хозяйственной инфраструктуры;

6. Повышение конкурентоспособности производимых товаров и продаваемых услуг;

7. Введение в оборот неиспользованных природных ресурсов при сохранении принципов экологического равновесия.

Право стать резидентом СЭЗ, предоставлялось на определенных условиях:

Создать определенное число рабочих мест.

Долгосрочный характер производства.

Достижение определенного уровня от продаж в целом или только от экспорта и др.

Основные льготы для инвесторов Польских СЭЗ:

Полное освобождение от уплаты налогов на срок, равный половине периода, указанного как срок действия зоны;

Налоговая льгота в 50% во время второго периода;

Зачет инвестиционных расходов, не охваченных иными льготами, в стоимость получения дохода;

Упрощенные процедуры продажи собственности и вступления в права наследия;

Освобождение на 10 лет от уплаты налога на собственность.

Кроме того, каждая СЭЗ предлагает дополнительные льготы, которые были направлены на привлечение определенных инвесторов.

Декретом Совета Министров Польши от 24 июня 1993 года введены дополнительные таможенные льготы в торговле между свободными таможенными зонами и остальной частью польской таможенной территории. В соответствии с декретом фирмы, осуществляющие деятельность внутри свободных таможенных зон, вовлеченные в обработку и улучшение экспортной продукции, имеют право на дополнительный преференциальный режим. А это означает:

- сокращение таможенного налога на 75%, если в зоне товарная продукция изготовлена, улучшена или упакована;

- предоставление налоговой льготы на три года для товаров, произведенных в зоне, при условии, что 40% стоимости производства этих товаров создается внутри польского таможенного пространства;

- освобождение от обязательства иметь гарантии на оплату таможенных пошлин и налогов за товары, ввозимые в свободную таможенную зону.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).