Трудовые ресурсы.

Под трудовыми ресурсами понимают часть населения страны, об­ладающую необходимым физическим развитием, умственными спо­собностями и знаниями для осуществления полезной деятельности.

^ Во-первых, в зависимости от возраста все население может быть разделено на три неравные части:

1) лица моложе трудоспособного возраста (от рождения до 14 лет включительно);

2) лица в трудоспособном возрасте: женщины от 15 до 54 лет, муж­чины от 15 до 59 лет включительно;

3) лица старше трудоспособного возраста, т.е. пенсионеры; жен­щины с 55, мужчины с 60 лет.

Во-вторых, в зависимости от способности к труду различаются лица трудоспособные и нетрудоспособные (неработающие инвалиды).

К трудовым ресурсам относятся:

• население в трудоспособном возрасте, за исключением нера­ботающих инвалидов I и II групп и пенсионеров, получающих пенсии по возрасту на льготных условиях;

• работающие лица пенсионного возраста;

• работающие подростки в возрасте до 15 лет.

Главное изменение возрастной структуры населения состоит в том, что доля детей и подростков неуклонно сокращается, а удельный вес пожилых людей растет.

В настоящее время в России наблюдается рост численности на­селения трудоспособного возраста и старшей возрастной группы.

Численность детей и подростков снижается еще с конца 80-х годов в связи с низкой рождаемостью. Число лиц, входящих в трудоспо­собный возраст, ежегодно увеличивается. Резко снижается числен­ность старшей возрастной группы в связи с выходом на пенсию мало­численного поколения 40-х годов рождения.

Но после 2006 г. естественная убыль трудоспособного населения России резко возрасла: на 3 млн чел. за 2005—2010 гг. и свыше 5 млн за 2010-2015 гг.

Рост численности населения трудоспособного возраста (с 84,5 до 87 млн чел. за 1996-2000 гг.) привел к увеличению предложения рабочей силы. Одновременно уменьшается демографическая нагрузка на ра­ботающее население (отношение населения моложе и старше трудо­способного возраста к населению трудоспособного возраста).

Рост демографической нагрузки — как длительная тенденция — связан, в частности, с проблемой старения населения. В демографи­ческом смысле население считается старым, если доля лиц в возрас­те 60 лет и старше превышает 12%. В России старение населения наступило довольно поздно — в 60—70-е годы как под воздействием довольно резкого снижения рождаемости, так отчасти и под влияни­ем снижавшейся смертности (доля населения старше 60 лет повыси­лась с 9% в 1959 г. до 16,3% в 1979 г. и 18,5% в 1989 г.). В то же время два фактора тормозят тенденцию к старению российского населения:

а) приток в страну иммигрантов, среди которых преобладает моло­дежь и лица среднего возраста, и б) высокая смертность и крайне низкая продолжительность жизни населения. В результате доля лиц 60 лет и старше в населении России к 1996 г. сократилась до 16,8%.

С точки зрения соотношения трудоспособных и нетрудоспособ­ных возрастов Россия на период 1996—2010 гг. вошла в благоприятный период, который необходимо использовать для подготовки к тем вре­менам, когда старение неизбежно повлечет за собой сокращение тру­довых ресурсов, в частности для снижения смертности, особенно в младших и средних возрастах (это несколько замедлит старение на­селения).

В дореформенный период российская рабочая сила заметно от­личалась по своим структурным характеристикам от рабочей силы других стран, особенно — стран со зрелой рыночной экономикой. При наличии гипертрофированного промышленного сектора слабо был развит сектор услуг: спрос на услуги искусственно подавлялся в пользу спроса на товары; система снабжения и сбыта отличалась сверхцентрализацией; господствовала идеология, согласно кото­рой производительным признавался только труд по производству товаров (отсюда — противопоставление сфер «материального» и «нематериального» производства). Профессиональная структура занятости была смещена в пользу «синеворотничковых» профессий, связанных с физическим трудом, многие «беловоротничковые» про­фессии были представлены в недостаточной степени либо вообще отсутствовали. Хотя экономика располагала многочисленным контин­гентом высокообразованной рабочей силы, система образования была ориентирована на выработку узкоспециализированных технических навыков в ущерб общим знаниям и умениям.

Перейти на страницу:
1 2 3 4

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).