Возможность использования китайского опыта для развития СЭЗ России.

· Не высокая эффективность работы многих государственных учреждений, обслуживающих иностранных инвесторов.

Вышеизложенные четыре фактора способствуют созданию благоприятной инвестиционной обстановки: первые два из них относятся к макрокатегории для их решения требуется время. В новом 21 веке с помощью нового руководящего ядра в России будет создана стабильная политическая ситуация и обеспечена тенденция устойчивого экономического развития; два других относятся к микрокатегории- наиболее важными моментами являются совершенствование политики и законы о привлечении иностранных инвестиций и о СЭЗ. Во-первых, необходимо давать достаточные льготы путем уменьшения налога и разных расходов для иностранных инвесторов. Во-вторых, необходимо поддерживать стабильность законов и политики, а также заслужить доверие инвесторов, иначе для них не будет вкладывать свои капиталы. Для создания благоприятной инвестиционной обстановки в СЭЗ, местные власти обязаны приступить к созданию улучшенной инфраструктуры. Кроме того, не менее важно создать соответствующие органы, которые бы обеспечивали безопасность личности и собственности инвесторов. Необходимо повышать производственную эффективность, упростить лишние и многословные формальности. Правительство должно оказывать СЭЗ сильную политическую и финансовую поддержку.

Особенность создания китайских СЭЗ заключается в полной систематичности, то есть система «точка — линия — поверхность». Сначала в восточных приморских районах создавались СЭЗ, экономика и торговля которых была наиболее благоприятной для их развития. Затем СЭЗ стали создаваться в центральных районах Китая. И, наконец, в последнюю очередь начался процесс «большого освоения запада Китая». Все это только первый этап экономических реформ, называемый «наклоном региональной политики». В конце XX века началось развитие второго этапа — «наклон промышленной структуры». Например, переход с экспорта природных ресурсов на экспорт готовой продукции, с трудоемких отраслей промышленности на наукоемкие отрасли промышленности по освоению и эксплуатации высоких новейших технологий.

В России пока понятие СЭЗ не четкое, не выражает преимуществ и роли СЭЗ как «окна» в мировую экономику. Российскому правительству целесообразно определить цели и назначения создания каждой СЭЗ, определить их современную специализацию: зона освоения легкой промышленности, зона экспорта и переработки природных ресурсов, зона свободной торговли и т.д.

Выбор размещения СЭЗ целесообразно первоначально ограничить небольшим числом регионов с последующим расширением сфер и масштабов их деятельности в целях ускорения темпов развития всей национальной экономики.

Вышеизложенное является своего рода рекомендацией по использованию положительных сторон китайского опыта. Практическое осуществление создания СЭЗ, несомненно, будет приводить к возникновению новых проблем и сложностей, в решении которых могло бы пригодиться налаживание систематического обмена опытом между российскими и китайскими экономистами.

Для России, чтобы составить долгосрочную стратегию по развитию СЭЗ, необходимо:

· сделать СЭЗ важной ведущей силой в процессе перехода экономической системы России к стадии зрелой рыночной экономики, для этого потребуется изменить экономические и политических влияния бывшей центрально-административной системы;

· сделать СЭЗ важным каналом для усиления открытости внешнему миру; в) сделать СЭЗ важным каналом для привлечения иностранных капиталов, передовых технологий и современного менеджмента;

· сделать СЭЗ важным каналом для укрепления комплексной государственной мощи России, при чем начать этот процесс желательно с Дальнего Востока, а потом распространить его на всю страну, тем самым совершить равномерное развитие экономики России;

· с помощью СЭЗ полностью выявить преимущества России в природных ресурсах, сделать СЭЗ каналом восполнения недостатков России в бытовой технике и легкой промышленности;

· сделать СЭЗ базой эксперимента по составлению и совершенствованию законов и правил по внешнеэкономической деятельности, сохранению стабильности и преемственности в проведении внешнеэкономической политики;

· на базе СЭЗ усилить политическое и экономическое сотрудничество с соседними странами, развивать взаимовыгодные отношения.

Выводы по третьей главе.

В результате проведенного анализа проблем, касающихся полезности китайского опыта для использования его в ходе создания СЭЗ в России, можно сделать следующие выводы:

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).