Перспективы функционирования российских СЭЗ

В современных условиях требуется пересмотреть политику зони­рования на основе экономической целесообразности, необходимого профессионализма и более конструктивного использования мирового опыта. Огромным шагом вперед для нормального становле­ния и развития зон стало принятие федерального закона о свобод­ных экономических зонах (Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»), который регламентирует основ­ные положения деятельности СЭЗ, в частности порядок создания, функционирования и ликвидации зон, типы зон, порядок финанси­рования объектов инфраструктуры, механизм хозяйственной деятель­ности, включающий гарантии и льготы для иностранных инвесто­ров, функции управления, создание федерального ведомства по ко­ординации деятельности зон.

Данный закон является конкурентоспособным по сравне­нию с аналогичными документами других стран, стремящихся к орга­низации СЭЗ на своей территории. Такого же рода активность про­является в последнее время со стороны государств как ближнего, так и дальнего зарубежья.

Важную роль может сыграть также укрепление законодательной базы, регулирующей деятельность иностранного капитала в РФ. За­конодательная база, помимо Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (1999), должна включать за­коны о концессиях, дополнения и изменения Закона «О соглашениях о разделе продукции», Земельный кодекс РФ и другие законодатель­ные акты. Несмотря на то, что большинство перечисленных докумен­тов значится в приоритетном списке Государственной Думы, их про­движение идет крайне медленно. Отсутствие прочной законодатель­ной базы в России ограничивает приток иностранного капитала как в СЭЗ, так и в страну в целом.

Что касается перспектив развития других СЭЗ, то они довольно призрачны. Многие из них, как правило, имеют неоправданно круп­ные размеры, не располагают выходами к международным морским портам и аэропортам, в них отсутствует развитая инфраструктура. Другими словами, у них нет «козыря», который обладал бы особой привлекательностью для иностранных инвесторов и позволил бы рос­сийским СЭЗ конкурировать с сотнями разбросанных по всему миру уже действующих и создающихся зон.

Вместе с тем это не означает, что у российских СЭЗ совсем нет будущего. Некоторые из них имеют право на существование при про­ведении корректировки своей политики и функциональной направ­ленности. Перспективными представляются СЭЗ Санкт-Петербурга и Выборга, особенно первая, если создать на ее основе несколько небольших припортовых и технологических зон. Например, как это сделано в зоне свободного предпринимательства Ленинградской об­ласти, где одна большая зона разделена на 13 субзон. Хорошие перс­пективы у СЭЗ «Шерризон» — российского варианта СЭЗ «Шеннон». Пока здесь многое находится в процессе становления, но активно ведущееся обустройство прилегающей к международному аэропорту Шереметьево территории, быстро и масштабно осуществляемые ра­боты по созданию общей инфраструктуры, складских помещений и экспортно- ориентированных производств в сочетании с продуман­ным технико-экономическим обоснованием проекта обещают ему в будущем успех. Создание и успешное функционирование «Шерризон» может повлечь за собой образование аналогичных зон в районе аэро­портов Домодедово и Внуково.

Перейти на страницу:
1 2 3

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).