Основные проблемы российских СЭЗ

Другой крупной проблемой, связанной с функционированием СЭЗ, является недостаточное законодательное обеспечение деятельности иностранного капитала. Правовой базой деятельности иностранного капитала долгое время выступал Закон «Об иностранных инвестици­ях в РСФСР», принятый в июле 1991 г. Однако этот Закон, действо­вавший в условиях перехода России к рыночной экономике, во мно­гом устарел уже в первой половине 1990-х гг., а новый Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» был принят только в июле 1999 г. К тому же он не содержит раздела о деятельности иностранного капитала на территории СЭЗ, а определя­ет основные гарантии прав иностранных инвесторов и условия их предпринимательской деятельности на территории всей России. В итоге законные и подзаконные акты, касающиеся деятельности иностранного капитала в СЭЗ, распылены по отдельным разделам Гражданского кодекса РФ, а также налогового, валютного и административного за­конодательства. Нередко льготы, ранее предоставленные иностран­ному капиталу, сокращались или отменялись, что создавало у иност­ранных инвесторов неуверенность в завтрашнем дне.

В результате из общего объема прямых иностранных инвестиций в России, который в январе 2004 г. составил 26,1 млрд долл., на долю СЭЗ приходилось менее 2%, а наиболее активные иностранные партнеры вряд ли относятся к числу действительно перспективных (польские — в Калининграде, финские — в Выборге, китайские — в Находке и т.д.). Мировой опыт образования и функционирования СЭЗ показыва­ет, что для их эффективного функционирования необходима также инфраструктурная база, развитие которой требует крупных капитало­вложений. В Китае, например, для привлечения 1 долл. иностранных инвестиций необходимо затратить 5,5 долл. национальных ресурсов на создание транспортной сети, устойчивого водо- и энергоснабже­ния, комфортабельного жилья.

В России помощь государства на обустройство СЭЗ очень мала. В мае 1993 г. российское правительство выделило СЭЗ «Находка» кредит в размере 20,1 млн руб. на создание технопарков, переобору­дование военного аэропорта для использования в интересах СЭЗ, орга­низацию эффективной связи и строительство погрузочных термина­лов. Льготное финансирование получили также СЭЗ «Сахалин», «Ева» (Еврейская автономная область), СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области. Что касается большинства других СЭЗ, то государство, по существу, устранилось от финансовой помощи по их обустройству, что затрудняет процесс функционирования российских СЭЗ.

Значительные трудности для эффективного функционирования СЭЗ в России создавали их размеры. Площадь первых одиннадцати зон в России превышала территории таких европейских государств, как Франция и Испания, вместе взятые. В России целые области и края получили статус СЭЗ без учета предпосылок и возможностей эффективной деятельности на внешних рынках. Даже технически невозможно установить в масштабах краев и областей таможенный режим. На что, скажем, могла рассчитывать «Даурия», включив в СЭЗ всю территорию области — свыше 400 тыс. км2, или «Ева», имеющая площадь 360 тыс. км2. Другие зоны также имели огромные размеры. Гигантомания в этом деле не могла приводить к реальному успеху: одни затраты на обустройство специального таможенного режима намного превысили бы возможные будущие доходы.

Перейти на страницу:
1 2 3

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).