Основные проблемы российских СЭЗ

Несмотря на короткий срок существования российских СЭЗ, мож­но подвести предварительные итоги их деятельности. Они сводятся к тому, что деятельность большинства СЭЗ в России с точки зрения международных стандартов является неэффективной.

Экспертная оценка практики функционирования свободных эко­номических зон в России, проведенная Международной ассоциацией развития СЭЗ, показывает, что предполагаемые цели создания СЭЗ не достигнуты. В отсутствие надежной правовой базы по созданию СЭЗ деятельность этих территориальных образований не способству­ет решению приоритетных для страны проблем в области стабилиза­ции и подъема экономики, регионального развития и укрепления фе­дерализма, развития внешнеэкономических связей.

Вместо инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций зональные льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок и спо­собом первоначального накопления капиталов, впоследствии утека­ющих за рубеж.

Основным недостатком организации и функционирования СЭЗ в России является отсутствие государственной концепции создания СЭЗ, а также законодательной и нормативной базы. Особенность полити­ки зонирования в нашей стране заключается в том, что до последнего времени российские СЭЗ в основном создавались и действовали не на основе федерального закона, который до настоящего времени не принят, а на основе указов и постановлений органов исполнительной власти относительно отдельных СЭЗ. Отсутствие базового федераль­ного закона о СЭЗ привело к тому, что реализация любых принимае­мых по вопросу о зонах правовых решений (будь то президентские указы или парламентские акты) неизбежно упирается в приоритет­ность более общих норм регулирования хозяйственной деятельности, установленных специальными разделами федерального законодатель­ства РФ (налоговым, таможенным, валютным, банковским и т.д.).

Только 10 марта 2005 г. после трех лет жарких дискуссий Прави­тельство России одобрило законопроект об особых экономических зо­нах. В соответствии с законом предусматривается создание двух типов зон — промышленно-производственных и технико-внедренче­ских. Зоны первого типа — зоны концентрации промышленных про­изводств — связаны с крупными инвестициями и должны явиться важ­ным инструментом развития депрессивных территорий, в частности на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Зоны второго типа будут со­здаваться в целях развития новой экономики и располагаться вблизи крупных научно-исследовательских центров, что, по мнению авторов законопроекта, обеспечит коммерциализацию научных исследований.

Минэкономразвития и торговли России предлагает освободить рези­дентов особых экономических зон от уплаты налога на имущество и земельного налога на 5 лет. Для компаний в промышленно-произ­водственных зонах предполагается ввести ускоренную амортизацию (в 2 раза быстрее, чем обычная), а также уменьшить налоговую базу на научные расходы. Для компаний в технико-внедренческих зонах планируется снижение максимальной ставки единого социального на­лога до 14%. Можно полагать, что приняти­е данного сможет устранить одно из препятствий на пути создания и функционирования свободных экономических зон на тер­ритории нашей страны.

Перейти на страницу:
1 2 3

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).