Современное состояние СЭЗ России.

Свободные экономические зоны в России стали создаваться в начале 1990-х гг. Однако в отличие от многих зарубежных стран, где политика образования СЭЗ характеризовалась значительной долей прагматизма и целесообразностью, в нашей стране процесс создания СЭЗ отличался непомерными амбициями и избыточной политизаци­ей. Идея СЭЗ стала инструментом в борьбе за перераспределение власти и ресурсов в рамках суверенизации бывших союзных республик и крупных регионов. В результате только с июля 1990 по июнь 1991 г. Верховный Совет РСФСР официально закрепил статус СЭЗ за 11 ре­гионами, включая Приморский край, г. Находка, Алтайский край, г. Санкт-Петербург, Ленинградскую область, г. Выборг, г. Зеленоград, Калининградскую, Читинскую, Новгородскую области, Еврейскую ав­тономную область. Общая площадь этих территорий составляла более 1 млн. км2 (7% территории России) с населением 18,5 млн. человек (13% населения). Тем самым оказались многократно перекрыты совокуп­ные размеры всех имеющихся СЭЗ в мире, вместе взятых.

Помимо огромных размеров, процесс создания СЭЗ характеризо­вался отсутствием четкого понимания их целей и задач, массовой раз­дачей льгот без четких критериев, стремлением местных властей к су­веренитету через создание СЭЗ, отсутствием нормативно-правовой базы для их создания и функционирования. Принятие в 1991 г. Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР», включавшего главу о СЭЗ, несколько упорядочило процесс их образования. В соответствии с Законом СЭЗ создавались с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техноло­гии, управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В них устанавливался льготный режим хозяйственной деятельности для иност­ранного капитала и предприятий с иностранными инвестициями.

В 1992 г. отношение к созданию СЭЗ в России значительно изме­нилось в связи с преобразованием экономики и либерализацией хо­зяйственной жизни. Принятые в России законы, регулирующие внеш­неэкономическую деятельность, не предусматривали особого режима хозяйственной деятельности в СЭЗ. И хотя действовавшие в зонах льготы и привилегии формально никто не отменял, финансово-нало­говые службы посчитали их утратившими силу.

Такая неопределенность в законодательно-правовом положении СЭЗ вызвала беспокойство у иностранных инвесторов, расценивших складывающуюся ситуацию как отход российского правительства от политики создания зон. Принятый в июне 1992 г. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории РФ», в котором было подтверждено действие прежних зональных преференций для иностранных инвесторов и российских предприятий, способствовал некоторой стабилизации обстановки.

Тем не менее в Правительстве РФ возобладала линия на закрытие огромных по территории одиннадцати зон путем урезания и лишения их многих привилегий. Взамен предлагалась концепция создания микро-зон, главным образом, свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу выборочной стратегии создания этих видов зон был положен принцип сочетания их выгодного географического поло­жения и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.

В результате вокруг свободных экономических зон сложилась ат­мосфера неопределенности, а точнее, перспектива сокращения до не­больших экспортных территорий. Да и эта перспектива была туманной, гак как решение создавать свободные таможенные и экспортные зоны производственного типа не получило законодательного оформления.

Для поддержания государственной линии на формирование пре­имущественно двух видов локальных зон российское правительство в 1993—1995 гг. предприняло ряд шагов по улучшению инвестицион­ного климата для иностранных и отечественных предприятий, дей­ствующих в СЭЗ. Среди них можно выделить: предоставление льгот при налогообложении прибыли предприятий с иностранными инвес­тициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и спе­циального налога на импортированное технологическое оборудова­ние; отмена с 1 января 1996 г. налога на сверхнормативное превыше­ние расходов на оплату труда и др.

Принятые меры способствовали тому, что с середины 1990-х гг. создание в России свободных экономических зон несколько активизи­ровалось. Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих законодатель-

ных решений, начал интенсивную работу по реализации проектов со­здания локальных функциональных зон. Первой по такому пути по­шла администрация СЭЗ «Находка». Опираясь на правительственные документы о возможностях создания на своей территории таможенных зон, а также пользуясь предоставленным на эти цели бюджетным кре­дитом, оно образовало первую подобную зону уже к лету 1995 г. В этом же направлении, но без государственной федеральной поддержки дей­ствовали правительство Московской области, мэрия Санкт-Петербур­га, администрация Ульяновска, создавшие свободные таможенные зоны.

Перейти на страницу:
1 2 3

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).