Негативные факторы СЭЗ для китайской экономики.

В настоящее время иностранный капитал стал важным долго­временным фактором экономического развития Китая. Вместе с тем в области использования иностранных инвестиций существует еще немало проблем.

Большой проблемой остается несбалансированность отраслевой структуры иностранных инвестиций. Незначителен объем инвестиций в сельское хозяйство (1,2%). Инвестирование в «третий сектор» экономики (транспорт, связь, финансы, страхование, консультационные услуги) началось лишь недавно.

Несбалансирована и территориальная структура размещения иностранного капитала. По данным статистики, до конца 1999 г. две

трети всех иностранных вложений и 4/5 прямых капиталовложений было сосредоточено в приморских районах, в том числе 29% — в пяти СЭЗ.[26]

Наблюдается нежелание крупнейших промышленно развитых стран передавать Китаю современную технику и технологию (причина тому — соблюдение своих стратегических выгод).

Отрицательно влияют на развитие внешнеэкономических связей и объективные причины: неразвитость структуры экономики, несоответствие поставленным задачам существующей

внешнеторговой системы, уровня управления предприятиями, квалификации работников.

В Китае специфика экономической системы СЭЗ, основанной на интенсивном притоке иностранных инвестиций, обусловливает использование особых методов и условий хозяйственного управления. Власти СЭЗ пользуются повышенной административной и экономической автономией, которая вместе с тем не исключает гибкого регулирования соотношения полномочий центра и мест в зависимости от экономических результатов СЭЗ и изменения ситуации на внутреннем и международном рынках.

Система финансовых и иных привилегий, предоставляемых в СЭЗ иностранным предпринимателям» в целом соответствует стандартному набору инвестиционных льгот в СЭЗ мира. Со второй половины 80-х гг. в этом отношении наблюдается растущая дифференциация. Льготы строятся в пользу экспортно-ориентированных и технологически емких проектов. Делается это посредством дополнительных налоговых скидок, ускоренной амортизации основных фондов, государственных субсидий на оплату земельных участков и рабочей силы, предоставления повышенных прав в сбыте продукции на внутреннем рынке Китая и т.д.

Особое внимание уделяется обеспечению необходимой для деятельности иностранных инвесторов производственной и социальной инфраструктуры. Опыт Китая показал, что на привлечение в СЭЗ долларов иностранных инвестиций необходимо потратить 6-7 юаней национальных инвестиционных ресурсов на создание налаженной транспортной сети, устойчивого водоэнергоснабжения, комфортабельного жилья и т.д. Покрывая 80% инвестиций в обустройство и развитие СЭЗ, государство вынуждено централизованно перераспределять материально-технические и трудовые ресурсы страны в пользу СЭЗ.

Наконец, в интересах создания благоприятной экономической среды для иностранного капитала на территории СЭЗ осуществляются более глубокие, чем в других районах КНР, комплексные и целенаправленные рыночные преобразования хозяйственной системы. Ослабление государственного контроля и регулирование сопровождается при этом возникновением и стимулированием таких элементов рыночного механизма, как свободное ценообразование, рынки иностранной валюты, средств производства, трудовых услуг, ценных бумаг и т.д.

В результате СЭЗ приобрели и значение своеобразных лабораторий для проверки эффективности различных рыночных регуляторов экономики. В этих зонах сложился инвестиционный климат в большей мере (если попытаться прибегнуть к количественным оценкам, скажем, на 70%) соответствующий принятым международным требованиям. Все это свидетельствует о весьма продуманном и всестороннем подходе Китая к формированию СЭЗ. Углубленный анализ выявляет ряд нерешенных проблем развития китайских СЭЗ. Они обусловлены глубоким разрывом в уровнях экономического развития сотрудничающих сторон, а также частичным несовпадением из интересов. Из такого рода проблем можно выделить следующие:

Перейти на страницу:
1 2 3

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).