Внешнеэкономические связи Китая и место СЭЗ.

Одним из типичных примеров реализации китайской модели постепенных рыночных преобразований является реформа цен, которая является одним из наиболее спорных и трудноразрешимых для всех стран (включая КНР) элементов рыночных реформ. Китайское правительство, осознавая то, что либерализация цен является предпосылкой полноценного функционирования рыночного механизма, создания конкурентной среды и рационального размещения ресурсов, исходило вместе с тем из того, что реформа цен должна сочетаться с образованием реального рынка, иметь необходимую финансовую базу, учитывать специфику разных производств и видов продукции.

Общая характеристика экономической реформы в Китае и ее результатов является неполной без детального анализа уже упомянутого процесса развития СЭЗ. создание которых занимает в Китае одно из центральных мест в области экономических преобразований.

К моменту создания пяти СЭЗ их экономическая мощь и роль в экономике страны были невелики. За время своего существования экономика этих зон развивалась гораздо быстрее, чем в любом другом районе страны

Например в 2001 г. объем вклада пяти СЭЗ в ВВП КНР составил 205,3 млрд. юаней (5% общего объема ВВП страны), он вырос на 40% против прошлого года; общий объем промышленной продукции составил 260,1 млрд. юаней и вырос на 34% против 2000 г.

Достижения пяти СЭЗ за 20 лет наблюдаются в пяти аспектах: создание благоприятного инвестиционного климата; высокие темпы развития экономики; образование системы экономики открытого типа; совершенствование структуры производства; формирование основы системы социалистической рыночной экономики. Остановимся на каждом из этих аспектов. Во всех пяти зонах имел место постоянный рост инвестиций. Ежегодно вводятся в эксплуатацию новые важные объекты инфраструктуры. В КНР была построена группа портов, аэропортов, электростанций, центров связи, городских дорог, торговых и жилых помещений, а также соответствующих вспомогательных коммунальных объектов.

Например, в зоне Шэньчжэнь освоены земли площадью в 140 кв. км, построен городской район площадью в 84 кв. км, вложено 17 млрд. юаней в строительство инфраструктуры — водоснабжение, электро­снабжение, транспорт, связь и др.; Важно отметить, что при этом доля прямых государственных вложений в общей сумме инвестиций СЭЗ Шэньчжэнь и Хайнань ежегодно снижается. Большая часть средств, инвестируемых в развитие СЭЗ, формируется из собственных источников финансирования, банковских кредитов и иностранных инвестиций.

В этих СЭЗ большое внимание уделялось совершенствованию законодательства. Как уже указывалось, разработаны и приняты законы и другие нормативные акты, регулирующие налогообложение, банковскую деятельность, функционирование иностранного капитала, таможенные операции, землепользование и т. п.

В СЭЗ созданы специальные органы, которые планируют и контролируют процесс привлечения иностранного капитала. Они

обеспечивают на макроуровне управление размерами привлекаемого капитала и эффективность создаваемых ими структур. Эти органы не ограничиваются предоставлением льгот иностранным

предпринимателям, а используют для стимулирования их производственной активности целую систему экономических рычагов.

Перейти на страницу:
2 3 4 5 6 7 8 9

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).