Внешнеэкономические связи Китая и место СЭЗ.

В конце 1970-х гг. руководство Китая пришло к заключению, что для КНР как развивающейся страны необходимо максимально полное использование внешнего фактора в интересах экономического роста, активное подключение национальной экономики к мировым хозяйственным связям, извлечение максимальной пользы из международного разделения труда. На XI съезде КПК (с 18 декабря по 22 декабря 1978 г.) была провозглашена открытая внешнеэкономическая политика, ставшая условием успешного функционирования народного хозяйства на новых принципах. В 1982 г. она была законодательно закреплена в Конституции КНР. Китайские руководители неоднократно подчеркивали, что «реформы и открытость» — это генеральный курс, генеральная политика Китая.

Открытость внешнему миру — это самое важное преобразование сегодняшнего Китая, это движущая сила перехода КНР к рыночной экономике. К настоящему времени в КНР сложилась система многоступенчатой, многоканальной и всесторонней открытости внешнему миру через Приморье, бассейн Янцзы и внутриконтинентальные районы страны.

Наиболее радикальные принципы реформы системы внешнеэкономических связей предусматривают перестройку механизма управления, расширение экспортной базы внешних рынков, широкое привлечение иностранного капитала в кредитной и инвестиционной формах, различные формы производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Перестройка внешнеэкономической системы, придание ей открытого характера являлась важным стимулом быстрого расширения внешней торговли КНР.

Главные направления перестройки механизма управления внешней торговлей — последовательная демонополизация и децентрализация внешнеторговой сферы, постепенный переход государства от прямого административно-директивного управления к преимущественно экономическому контролю над внешними хозяйственными связями. В 1991 - 2002 гг. Китай предпринял ряд новых мер по либерализации внешней торговли, например, полный отказ от государственного субсидирования экспорта, отмену регулирующего налога на импорт и снижение импортных таможенных тарифов (до апреля 1996 г. — 35,9%, в период с мая 1996 г. до сентября 1997 г. — 23%, с октября 1997 г. до наст, времени — 17%), отмену импортных квот, сокращение экспортного лицензионного списка (на 16 пунктов из 22)[11]. Важным мероприятием по реформированию механизма внешней торговли стало решение о санкционировании создания специализированных внешнеторговых предприятий с иностранными инвестициями (Временные правила приняты Госсоветом в сентябре 1996 г.). Создание таких СП разрешено только в двух местах — Пудуне (район Шанхая) и специальной экономической зоне Шэньчжэнь.

Меры по максимальному расширению «географии» внешней торговли КНР сочетались с преимущественной ориентацией внешнеэкономических связей на страны с развитой рыночной экономикой — государства Запада, Японию и новые индустриальные страны (НИС) Азии (Сингапур, Южную Корею, Малайзию). К 1999 г. торговые представительства Китая учреждены более чем в двухстах странах[12], Ведущими торговыми партнерами КНР являются Япония и США.

За годы реформы в ходе реализации экономической стратегии КНР внешняя торговля превратилась в один из наиболее динамично развивающихся путей подъема народного хозяйства, интеграции Китая в мировое экономическое сообщество, в способ обеспечения экономической безопасности. За 1978-2005 гг. внешнеторговый оборот вырос в 69 раз (с 20,6 до 1422,1 млрд. долл.), в том числе экспорт — в 77 раз (с 9,8 до 761,9 млрд, долл.), а импорт — в 60 раз (с 10,9 до 660,2 млрд. долл.)[13]. По этому показателю Китай передвинулся с 32-го места (1978 г.) на 4-е место в мире .

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).