Особенности рынка в модели чистой монополии

Картинка 1 из 9 Поведение фирмы монополиста в долгосрочном периоде Фирма-монополист может в коротком периоде как наслаждаться экономической прибылью, так и терпеть убытки (в зависимости от условий спроса и затрат). Рассмотрим теперь, как обстоит дело в длительном периоде. В условиях совершенной конкуренции в длительном периоде может изменяться не только масштаб производства на действующих фирмах, но и само количество фирм, функционирующих в отрасли. Совместное действие этих процессов неизбежно приведет к тому, что каждая фирма выбирает для себя такой объем производства, который обеспечивает минимально возможный при данных условиях уровень долгосрочных средних затрат. Таким образом, устремление всех фирм отрасли к максимальной прибыли сводится, в конечном счете, всего лишь к борьбе за выживание, где самое большее, чем может довольствоваться фирма в длительном периоде - нулевая экономическая прибыль. Это следствие свободы входа в отрасль и выхода из нее. Прибыль в данном случае играет лишь роль краткосрочного сигнала к входу в отрасль новых фирм (а убыток - к выходу из отрасли). С совершенно иной ситуацией мы сталкиваемся в условиях монополизированного рынка. Ведь фирма здесь сама и есть отрасль, вход в которую для других фирм закрыт с помощью тех или иных входных барьеров. Это не означает, конечно, что монополия не может вводить в действие новые заводы. Но заводы эти будут просто подразделениями фирмы-монополиста, а не самостоятельными субъектами рынка, служащими своим собственным интересам (извлечение максимальной прибыли), как в случае конкурентного рынка. Фирма-монополист, конечно, может (и обязательно будет) изменять масштаб своего производства в длительном периоде с тем, чтобы добиться максимально возможной величины прибыли. При этом ничто не мешает монополисту устанавливать такой объем выпуска, чтобы и в длительном периоде получать положительную экономическую прибыль, если только характер спроса и затрат таков, что получение этой прибыли в принципе возможно. Монополист достигает максимальной прибыли при таком объеме выпуска, при котором предельная выручка равна долгосрочным предельным затратам. Какой же размер производства и объем выпуска выберет монополист для достижения этой цели? Объем выпуска будет характеризоваться проекцией точки пересечения кривых предельных затрат и предельного дохода. А размеры производства - уровнем средних затрат. Соответственно, если средние затраты фирмы чересчур велики в долгосрочном периоде и обеспечивают ей убыток, она встает перед выбором: уменьшать размеры производства или уходить из отрасли. Покупателю же на монополизированном рынке в любом случае приходится платить за товар цену, превышающую как величину минимально возможных средних затрат, с которыми мог бы быть произведен товар, так и величину фактических средних затрат производства товара, позволяя тем самым производителю получать положительную экономическую прибыль. Поведение чистой монополии на рынке характеризуется тем, что монополия может возникнуть и существовать благодаря контролю над ценами, а также благодаря использованию методов нечестной конкуренции, неэкономических приемов ведения конкурентной борьбы. Оттеснив соперников, фирма-победитель становится монополистом и поддерживает свое монопольное положение, пользуясь своими возможностями. Посмотрим на примере, что происходит с монополией под воздействием изменения цен на выпускаемую продукцию.

Изменение объемов производства, цены, предельного дохода и прибыли в условиях монополии

Кол-во

Цена

Валовой доход

Предельный доход

Средние валовые издержки

Валовые издержки

Предельные издержки

Прибыль(+)

убытки (-)

0

172

0

-

-

100

-

- 100

1

162

162

162

190

190

90

- 28

2

152

304

142

135

270

80

+ 34

3

142

426

122

113,3

340

70

+ 86

4

132

528

102

100

400

60

+ 128

5

122

610

82

94

470

70

+ 140

6

112

672

62

91,7

550

80

+ 122

7

102

714

42

91,4

640

90

+ 74

8

92

763

22

93,7

750

100

- 14

9

82

738

2

97,8

880

130

- 142

10

72

720

-18

103

1030

150

- 340

Перейти на страницу:
1 2 3 4

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).