Перспективный анализ

Многоуровневая стратегия территориального развития государства с федеративным устройством (каковым и является современная Россия) может обеспечить устойчивое развитие национальной экономики только при условии устойчивости и безопасности ее регионов

Понятие "устойчивое развитие" - сложная и развивающаяся категория. В настоящее время специалисты склонны включать в эту категорию уже не столько охрану и воспроизводство окружающей среды, сколько сбалансированное решение экономических и социальных задач на основе сохранения и воспроизводства природно-ресурсного и человеческого потенциала соответствующей системы.

Как известно, экономическая безопасность зависит прежде всего от внутренних факторов, а нарушение предельно допустимых величин соответствующих параметров приводит к региональным кризисным ситуациям. Среди различных аспектов экономической безопасности региона в качестве наиболее значимой выделяют инвестиционную (воспроизводственную) безопасность, уровень которой зависит от пропорций воспроизводства и целостности воспроизводственной базы региона как основных характеристик структуры системы. Преобладающая часть региональных кризисных ситуаций связана именно со структурными изменениями в отраслях [7, с. 103]. Современные проблемы структурной модернизации промышленности, в свою очередь, прямым образом связаны с пропорциями регионального воспроизводства.

Региональные пропорции воспроизводства отражают уровень соответствия между различными элементами регионального воспроизводственного цикла и являются количественными показателями, позволяющими оценить состояние регионального воспроизводственного процесса.

Пропорции регионального воспроизводства, согласно результатам экономических исследований советских ученых 1970-х гг., тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, носят объективный характер и порождены сочетанием всех многочисленных процессов, которые протекают на территории региона. Установление прямых и косвенных взаимосвязей между ними, определение форм их проявления относятся к задачам управления регионом.

Теоретические выводы ученых относительно воспроизводственных пропорций в советские времена не вызывали возражений, но на практике в условиях административно-распределительной системы, основанной на принципах приоритета отраслевого управления, региональная экономика была наиболее слабым звеном. Комплексные планы развития регионов по существу не отражали требуемых внутренних пропорций региональной системы.

В современных условиях вопрос формирования прогрессивных пропорций региональной системы уступил место поискам факторов ее конкурентоспособности. С одной стороны, интегрируясь в мировую экономику, регионы вынуждены все более конкурировать между собой и на рынке товаров, и на рынке ресурсов: инвестиций, рабочей силы, природных ресурсов. Регион как продавец товаров и услуг становится равноправным участником рынка. Привлекательность территории в рыночных условиях приобретает форму товара, следовательно, имеет свою стоимость и полезность, оказывает значительное влияние на конкурентоспособность региона

С другой стороны, реализация концепции стратегического регионального маркетинга призвана способствовать совершенствованию структуры региональной экономики, созданию системы уникальных особенностей региона. (Примечательно, что соответствующий уровень развития и стратегической конкурентоспособности региона формируется, начиная с продуктового уровня.) В этом проявляется конъюнктурная сторона категории "конкурентоспособность".

Стратегическому аспекту конкурентоспособности соответствует оценка не столько конкурентных преимуществ, сколько стратегического потенциала социально-экономической системы. Дело в том, что конкурентные преимущества зависят от конъюнктурных факторов, а реализующиеся конкурентные преимущества относятся к сфере не стратегического, а текущего планирования деятельности хозяйственной системы.

Обеспечение конкурентоспособности расположенных в регионе предприятий, привлечение в регион новых предприятий, создание привлекательного для инвестора образа относятся к основным целям регионального маркетинга. Конкурентоспособность региональных предпринимательских структур обеспечивает выигрышные маркетинговые позиции региона, служит средством активизации внутреннего потенциала. Формируя стратегию бизнеса, рыночные структуры ориентируются на состояние рыночного потенциала региона, который специалисты приравнивают к потенциальной емкости рынка конкретного продукта. Для устойчивого и сбалансированного развития страны регионы, входящие в тот или иной экономический район, должны определить для себя в рамках исторически сложившихся отраслей специализации группы товаров, которые можно производить не только для внутреннего рынка, но и для внешнего. Повышенная конкурентоспособность товаров, на наш взгляд, является одним из наиболее существенных факторов инвестиционной привлекательности региона, если речь идет об инвестициях в реальный сектор экономики.

Перейти на страницу:
1 2

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).