Заседание круглого стола по проблеме теневой экономики в Украине (2006 год)

Теневая экономика, согласно оценкам экспертов Национального института стратегических исследований, имеет объективный характер, поэтому существует в любых экономических системах.

Однако слишком высокий уровень тенизации экономики (по оценкам специалистов НИСИ, критическим уровнем считается 40% от официального уровня ВВП в стране – ред.) негативно влияет на имидж государства, его конкурентоспособность, эффективность структурных и институционных реформ, а также уменьшение интереса потенциальных стратегических инвесторов, увеличение уровня криминализации общества и экономики путем увеличения количества экономических преступлений и проникновения капитала криминального происхождения.

В Украине на данный момент остаётся острой проблема коррумпированности, наркобизнеса, проституции, нелегального производства и сбыта продукции, фиктивных сделок и денежных операций. Государственное управление экономикой страны остаётся несовершенным. Неэффективная налоговая политика ведет к уменьшению поступлений в госбюджет из-за разрастания теневого сектора. Нестабильное законодательство отпугивает предпринимателей от легализации их деятельности и заставляет их уходить в тень.

В Украине, по оценкам МВФ, объем теневой экономики в национальном ВВП в 2005 году составил около 52%. Среди стран СНГ этот показатель выше только у Грузии (63%) и Азербайджана (60%), тогда как в России - около 40% [7, 9].

В то же время, по подсчетам Держкомстата, уровень теневой экономики в Украине в 2005 году составил 18,1%. Поэтому, уверены в НИСИ, игнорирование такого противоречивого явления как теневая экономика может привести к серьезным ошибкам при определении макроэкономических показателей.

"Ситуация с тенизацией бизнеса складывается на протяжении предыдущих десяти лет, и изменить ее очень сложно", - сказал президент Ющенко. В тоже время он призвал бизнес "выйти на легальные отношения со страной".

"Сегодня вы принадлежите к кругу людей, которые могут формировать основы уверенной и честной политики", - подчеркнул Президент.

В этом контексте Ющенко выразил надежду, что "с января 2006 года на Украине будет задействована новая фискальная политика, которая приведет к уменьшению уровня социального налога хотя бы в два раза".

"Власть проиграет, если не найдет диалог с бизнесом", - констатировал Ющенко.

В своем выступлении Ющенко также коснулся вопроса привлечения в украинскую экономику национальных и иностранных инвестиций. К сожалению, констатировал он, за девять месяцев текущего года темпы инвестирования в Украине сократились в четыре раза, и сейчас этот показатель составляет только 7,5-7,8%. "Фактически это означает стагнацию в инвестиционных кругах", - сказал он, напомнив, что темпы экономического роста также сократились - с 6,5% в начале года до 1,6% в августе.

При этом составляющей теневых процессов и угрозой экономической безопасности Украины, по оценкам специалистов НИСИ, является непродуктивный отток капитала за пределы страны и такое недавно появившееся в Украине явление как рейдерство (силовой захват или поглощение предприятий) [5, 8].

Согласно данным государственного комитета финансового мониторинга, в течение 2003-2006 гг. из Украины было вывезено около 52 млрд. грн. При этом по оценкам НБУ, сумма наличной валюты на руках у населения выросла за 2006 год на 8,5 млрд. долл. США.

Что касается рейдерства, то эксперты в НИСИ считают, что в Украине оно приобрело системный характер. Согласно цифрам экспертов, ежегодный объем сегмента поглощений и слияний (без приватизации предприятий) достигает 3 млрд. долл. США.

По мнению участников круглого стола «Особенности и пути детенизации экономики Украины», в работе которого приняли участие представители органов государственной власти, ведущие ученые и эксперты аналитических организаций, основными причинами тенизации экономики Украины являются высокая затратность и низкая рентабельность ведения бизнеса, непосильная налоговая система, обесценивание стоимости рабочей силы, неразвитость рыночных регуляторов определения цены ресурсов, коррупция, неэффективность управления и неспособность государства обеспечить прозрачные условия деятельности и гармонизировать экономические интересы субъектов экономики.

По итогам работы круглого стола, его участники решили подготовить рекомендации относительно приоритетов, механизмов и инструментов детенизации экономики Украины, которые будут направлены в Секретариат Президента Украины и Кабинет министров.

Все рекомендации можно условно разделить на 4 вида:

· мероприятия, направленные на детенизацию экономики;

Перейти на страницу:
1 2

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).