Различают капитальный и текущий государственный долг.

Негативным последствием роста внутреннего долга является и увеличение суммы процентных выплат по нему.

Внешний государственный долг

Республики, как отмечалось выше, это общая сумма основного долга страны по внешним государственным займам на определённый период времени. Республика Беларусь несёт безусловные обязательства по погашению внешнего государственного долга.

Международный стандарт уровня внешнего государственного долга?

По оценкам Всемирного банка к числу государств, считающихся несущими тяжёлое бремя внешних долгов относятся те страны, у которых три показателя превышают расчётные уровни в среднем в течении трёх лет:

· Отношение общей суммы долга к ВВП, если оно не превышает 50 %. В Беларуси этот показатель в 2000 – 2006 г. составлял 18,5 – 26,5 %, то есть на много ниже 50%.

· Отношение общей суммы долга к годовому объёму экспорта товаров и услуг, если оно превышает 275 %. В последние годы в Беларуси этот показатель составлял менее 50%.

· Отношении платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг, если оно превышает 30 %.

В Республике Беларусь этот показатель не превышал 12 %. Таким образом можно отметить, что Республика Беларусь не относится к тем странам, которые несут тяжёлое бремя внешних долгов.

С учётом этих данных определяется лимит внешнего государственного долга, который утверждается Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на очередной финансовый год.

Внешний государственный долг Беларуси на 1 марта 2004 года составил 716,1 млн. долл. США при утвержден­ном лимите 2 млрд. долл. США.

На протяжении последних десяти лет наблюдается тен­денция снижения внешнего государственного долга. Если в 1995 году он составлял 1,5 млрд. долл. США, то начиная с 2000 года сохраняется на уровне 800 млн.

Динамика его относительных показателей свидетель­ствует о том, что Беларусь сохраняет свои позиции в группе стран с низким уровнем задолженности. Так, отношение внешнего государственного долга к ВВП, начиная с 1996 года, не превышает 10%, отношение внешнего долга к экс­порту товаров и услуг – 15%, отношение годовых платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг – 4%.

Таким образом, по международным стандартам уровень внешнего государственного долга нашей страны да­лёк от критического, что свидетельствует о потенциальной возможности привлекать новые внешние государственные займы.

Размер внешнего государственного долга постоянно меняется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам. Для того, чтобы государственный долг не повышался, парламент ежегодно законом о государственном бюджете на очередной год устанавливает лимит (предельный размер) внешнего долга. В 2004 – 2006 гг. наблю­дается снижение внешнего государственного долга страны. В 2006 г. Республика Беларусь имела внешний государственный долг в сумме чуть больше 1 млрд. дол. США. По словам Президен­та страны А.Г. Лукашенко, ни одна из стран СНГ не имела такого низкого внешнего государственного долга.

В области внешнего государственного долга основными задачами являются

:

· сохранение объёма государственного долга на эконо­мически

безопасном уровне;

· сокращение стоимости обслуживания долга;

· обеспечение исполнения обязательств государства в полном

объёме по наиболее низкой стоимости в средне срочной и долгосрочной перспективе;

· полное финансовое обеспечение выдаваемых госу­дарственных

гарантий;

· управление внешним государственным долгом с целью снижения

рисков, связанных с его структурой и стоимостью его обслуживания;

· усиление контроля за своевременным и полным выпол­нением

предприятиями-заёмщиками иностранных кредитов, полученных под гарантию правительства, обязательств по погашению и обслуживанию указанных кредитов в части своевременного принятия мер по финансовому оздоровлению.

Перейти на страницу:
1 2 3

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).