Государственный долг

Все страны живут в долг. И не только слабо­развитые или развивающиеся, но и страны с мощной экономикой. Такие, как, например, США, Япония, Германия. Долги бывают частных фирм и компаний (корпоратив­ные), а также государства. Государственный долг, в свою очередь, подразделяется на внут­ренний и внешний.

Самый большой внутренний долг в мире имеют США. Он давно достиг астрономической суммы, однако американское правительство по этому поводу особенно не переживает. Оно всег­да аккуратно погашает свои государственные ценные бумаги. Госбюджет США тоже са­мый большой в мире. В этом плане отличилась Россия. Российский Минфин в 1998 году отка­зался своевременно погашать свои государ­ственные облигации, купленные коммерчески­ми банками на деньги вкладчиков. Вкладчики узнав про «дефолт», бросились в банки, и «раздели» их до нитки. Страна погрузилась в фи­нансовый кризис, который ударил и по Беларуси. Всё же более опасен долг внешний. Внут­ренний долг всегда можно вернуть, пойдя, как – выражаются макроэкономисты, на управляемую инфляцию. Внешний долг надо отдавать теми деньгами, которыми занимал, т.е. валютой. В свое время в крупные внешние долги залезли та­кие развивающиеся страны, как Мексика, Брази­лия, Аргентина. Обслуживание, т.е. своевремен­ное погашение этих долгов требовало до поло­вины государственного бюджета.

В истории существуют разные взгляды (точки зрения) по вопросу государственного долга.

Государственный долг можно рассматривать как эффектив­ный источник покрытия бюджетного дефицита. Однако эта точка зрения небес­спорна. На протяжении двух веков между представителями разных экономиче­ских школ ведутся споры о пользе государственного долга, т.е. является ли он бременем для экономики?

Впервые государственный долг с точки зрения оценки его влияния на эконо­мику страны упоминается у А. Смита в "Богатстве народов" и Д. Рикардо "Прин­ципах политэкономии и налогообложения" — основателях классической школы экономики. Наиболее полно влияние государственных заимствований показано у Д. Рикардо и названо: "эквивалентность Рикардо".

Сторонники необременительной позиции, господствовавшей до второй мировой войны и в настоящее время поддерживаемой некоторыми влиятельными экономистами (К.Макконнелл, С.Брю и др.), считают, что текущие расходы ресурсов, привлечен­ные путем заимствований, не могут быть перенесены на будущие поколения. Позиция, в частности A.Лернepa, базируется на следующих основных аргументах:

1. Ресурсы, которые получает государство, всегда оплачиваются его кредито­рами в форме уменьшения количества товаров для частного потребления, которое не может быть оплачено следующими поколениями.

2. Обязательства для будущих налогоплательщиков относительно уплаты по основному долгу и процентам в условиях внутреннего заимствования не являются бременем для общества в целом, потому что означают лишь перераспределение доходов между различными домохозяйствами.

Точка зрения, согласно которой бременем для общества является только внешний долг, и в настоящее время достаточно распространена.

Рядом исследователей утверждается, что перераспределение доходов населения в условиях сдвига фискальной политики государства в сторону заимствований не происходит. Данная позиция, получившая название "долгового нейтралитета", обосновывается тем, что перераспределения доходов населения в условиях сдвига фискальной политики государства в сторону заимствований нет.

Государственные займы как положительное явление рассматривались пред­ставителями кейнсианской школы экономики. Кейнс, анализируя успехи Герма­нии и Великобритании в 30-е гг., утверждал, что экономическое благосостояние и рост занятости в указанных странах вызван государственной политикой расшире­ния расходов, обеспечивая их финансирование за счет государственных займов.

Для обоснования эффективности использования заемных инструментов для проведения расширенной бюджетной политики представители кейнсианства ис­пользуют также общеизвестную модель IS-LM

Взгляды на государственный долг как на явление необременительное для эконо­мики, раскритикованы после второй мировой войны рядом исследователей. Они сводятся к следующему:

1. Бремя государственных расходов, которые финансируются налогами, – явление реальное, поскольку у налогоплательщиков принудительно изымаются ресурсы. Но расходы, финансируемые за счет заимствований, не сказываются на текущем поколении, поскольку ресурсы предоставляются кредиторами добровольно в обмен на государственные облигации или активы – для кредиторов ме­няется только форма сбережений;

Перейти на страницу:
1 2

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).