Монопольная цена. Поведение фирмы-монополиста на рынке.

Мы предположим, что одну единицу своей продукции монополист может продать по цене 500 тыс. руб. В дальнейшем при расширении сбыта на 1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 2 тыс. руб., поэтому предельный доход сокращается на 4 тыс. руб. при каждом расширении объема продаж. Фирмы будет максимизировать прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.

На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы монополиста совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции. Причем цена этой продукции была бы ниже, чем в условиях монополии:

 

конкуренция

монополия

Оптимальный объем производстав

15

14

Цена, тыс. руб

472

474

Графический процесс выбора фирмой - монополиста цены и объема производства показан на рис. 2.

Рис. 2. Определение цены объема производства фирмой монополистом: D – спрос; MR – предельный доход; MC – предельные издержки.

Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в целых единицах, продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная монополистом 15 –я тысяча (а она была бы выпущена в условиях конкуренции) означает потерю для потребителей, так как часть из них отказалась от покупки из-за высокой цены, установленной производителем - монополистом.

Любая фирма, спрос на продукцию которой является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.

Монополия и эластичность спроса.

Как уже отмечалось, предельный доход в условиях совершенной конкуренции равен цене единицы товара и спрос на продукцию фирмы совершенно эластичен. При существовании монопольной власти предельный доход меньше цены, кривая спроса на продукцию фирмы является наклонной, что позволяет фирме, обладающей монопольной властью, получать дополнительную прибыль.

“Эластичность спроса на продукцию (даже в случае. Если на рынке только один продавец этой продукции) влияет на цену, установленную монополистом. Имея информацию об эластичности спроса Ер, а также данные характеризующие предельные издержки фирмы MC, руководство фирмы может рассчитать цену продукции P по формуле 1.:”[6]

P = (1.)

Чем выше эластичность спроса, тем более приближены условия действительности монополиста к условиям свободной конкуренции, и наоборот, при неэластичном спросе у монополии создается больше возможностей «взвинчивать» цены и получать монопольные доходы.

Влияние налогов на поведение монополиста.

Поскольку налог увеличивает предельные издержки, кривая предельных издержек MC сместится влево и вверх в положение MC1, как это показано на рис 3. фирма теперь будет максимизировать свою прибыль в точке пересечения Р1 и Q1.

Q1 Q0 Q

Рис.3. Влияние налога на цену и объем производства фирмы-монополиста:

D – спрос, MR – предельный доход, MC – предельные издержки без учета налога, MC1 - предельные издержки с учетом налога.

Монополист сократит производство и повысит цену в результате введения налога. Насколько он повысит цену можно рассчитать, используя формулу (2.). Если эластичность спроса. К примеру, составляет – 1,5 года, тогда

(2)

При этом после введения налога цена увеличивается на величину, в три раза превышающую размер налога. Влияние налога на монопольную цену зависит, таким образом, от эластичности спроса: чем менее эластичен спрос, тем в большей степени монополист повысит цену после введения налога.

Оценка монопольной власти.

Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольную власть фирмы на рынке. Если мы имеем дело с чистой монополией (только один продавец), эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно потому все отрасли естественной монополии регулируются государством. Во многих странах предприятия естественной монополии является государственной собственностью.

Перейти на страницу:
1 2 3 4

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).