Управление государственным долгом

Постановка вопроса о совершенствовании управления государственным долгом рассматривается в увязке с актуальной задачей - уменьшения, а в перспективе и устранения долговой зависимости России от зарубежного капитала. Необходимость повышения эффективности такого управления подтверждается анализом статистических данных и динамики движения внешней задолженности в последние годы. Однако прежде чем перейти к результатам анализа, целесообразно кратко охарактеризовать сущность государственной составляющей внешнего долга, классификацию и основные ее элементы, поскольку это имеет значение для уточнения предмета и целевых ориентиров управления.

Как известно, посредством государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирова­ния общегосударственных потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязатель­ства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.

Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизвод­ственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимство­вания выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связан­ные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансо­вых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и креди­торы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте.

Управление государственным долгом - это регулируемая нормами права совокупность мероприятий государства по использованию долговых отноше­ний, направленных на погашение долговых обязательств и формирование благоприятных социально-экономических условий развития страны, одно из направлений финансово-бюджетной политики страны, связанное с деятель­ностью государства на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве экономического субъекта - заемщика и гаранта. Оно предусматривает привле­чение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг или других источников, погашение и обслуживание долговых обязательств. Для этих целей необходим анализ социально-экономического развития государства на перспективу, оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия, определение предельно допустимых размеров государственного долга, рационализация его состава и структуры, мер по стабилизации размеров, оценка влияния государственного долга на развитие экономики страны.

К важнейшим законодательно закрепленным мерам по управлению госу­дарственным долгом относятся установление предельных объемов государ­ственного внутреннего и внешнего долга, границы внешних заимствований с разбивкой по формам обеспечения обязательств; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. Чрезмер­ный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

В связи с этим также следует учитывать, что система управления государ­ственным долгом по своей политико-экономической сути должна включать определение цели и обоснованность государственных заимствований, мини­мизацию стоимости долга для заемщика, эффективное использование, учет и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвестиционно­го характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов. Это предполагает формирование единой системы управления госу­дарственным долгом, включая учет займов субъектов Федерации, внешней задолженности банков и других корпоративных заимствований. С введением в действие Бюджетного кодекса впервые на законодательном уровне прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств. Информация о долговых обязательствах Российской Федерации, выпуске ценных бумаг субъектов и муниципальных образований вносится в Государственную долговую книгу Федерации, государственную долговую книгу ее субъекта или муниципальную долговую книгу в трёхдневный срок с момента возникновения обязательства. Состав, порядок и сроки представле­ния информации установлены Правительством РФ. В государственную долговую книгу субъекта Федерации вносятся сведения об объеме его долговых обязательств (в том числе гарантий) по всем государственным заимствованиям, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, исполнении обязательств полностью или частично, а также другая информация, содержание которой устанавливается органом исполнительной власти субъекта Федерации. В государственную муниципальную долговую книгу включаются сведения об объеме долговых обязательств муниципальных образований (в том числе гарантий), о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств и их исполнении полностью или частично, а также другая информация, устанавливаемая представительным органом мест­ного самоуправления.

оЕПЕИРХ МЮ ЯРПЮМХЖС:
1 2 3 4

яРЮРХЯРХЙЮ

н ЙПЕДХРЕ

йПЕДХР ХКХ ЙПЕДХРМШЕ НРМНЬЕМХЪ ≈ ЩРН РЮЙХЕ ЯДЕКЙХ, ОПХ ЙНРНПШУ НДМЮ ЯРНПНМЮ СЯРСОЮЕР ДПСЦНИ Б ЯНАЯРБЕММНЯРЭ ЙЮЙХЕ-КХАН ЖЕММНЯРХ, МЮ СЯКНБХЪУ БНГБПЮРМНЯРХ (Р.Е. ЙПЕДХР ДНКФЕМ АШРЭ БНГБПЮЫ╦М Б АСДСЫЕЛ), ОКЮРМНЯРХ (Р.Е. ГЮ ОНКЭГНБЮМХЕ ЙПЕДХРНЛ АСДСР БГЪРШ ОПНЖЕМРШ) Х ЯПНВМНЯРХ (Р.Е. СЯРЮМНБКЕМ ЯПНЙ БНГБПЮРЮ ЙПЕДХРЮ).