Причины и последствия бюджетного дефицита

Дефицит местных бюджетов может финансироваться только за счет внутренних источников: муниципальных займов и кредитов, полученных от кредитных организаций.

По российскому законодательству, бюджетный дефицит может финансироваться только на долговой основе. Кредиты Центрального банка, а также приобретение им государственных или муниципальных долговых обязательств при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Бюджетный кодекс регулирует не только способы покрытия бюджетного дефицита, но и устанавливает ограничения на его объем. Так, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Дефицит бюджета субъекта РФ не может быть больше 5 процентов от объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. При этом доходы бюджета должны полностью покрывать его текущие расходы. Источники финансирования дефицита региональных бюджетов могут использоваться только на покрытие инвестиционных расходов, эти средства нельзя направлять на обслуживание и погашение долга субъектов РФ.

Ограничение на размер дефицита местного бюджета - не более 3 процентов от объема доходов без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов. Поступления из источников финансирования дефицита также могут направляться только на инвестиционные расходы.

Причин бюджетного  дефицита  много:  экономический  спад; рост  предельных  издержек  общественного  производства;   массовый   выпуск необеспеченных денег; неоправданно раздутые социальные программы;  возросшие затраты  на  финансирование  военно-промышленного  комплекса;   значительный оборот «теневого» капитала; непроизводительные расходы и  потери  и  т.д.  В связи с этим говорят о различном качестве самого дефицита:

∙    дефицит  может  быть  связан  с  необходимостью  осуществления  крупных государственных вложений в развитие экономики;

∙   дефицит  возникает  в  результате  чрезвычайных  обстоятельств  (война, крупное стихийное бедствие и т.п.);

∙   дефицит может отражать кризисные явления  в  экономике,  неэффективность финансово-кредитных  связей,   неспособность   правительства   держать   под контролем финансовую ситуацию в стране. Только в последнем случае  он  может рассматриваться  как  явление  чрезвычайное,  требующее  принятия   срочных, действенных экономических мер и соответствующих политических решений.

Бюджетный кодекс РФ содержит ряд  норм,  регламентирующих  дефицит.  Так,  в случае  принятия  бюджета  очередной  год  с  дефицитом  законом  о  бюджете одновременно утверждаются и источники  финансирования  дефицита  бюджета.  В случае же принятия бюджета на очередной год без дефицита законом  о  бюджете может быть предусмотрено привлечение средств  из  источников  финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов  на погашение долга.

 Социально-экономические последствия бюджетного дефицита

Как уже говорилось, современная фискальная политика признает использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. А это, вполне вероятно, может привести к росту государственного долга. Государственный долг - это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Увеличивающийся государственный долг является основным последствием дефицитов федерального бюджета.

Одним из методов покрытия бюджетного дефицита, а также и его последствием является эмиссия денег и связанный с ней «эффект вытеснения». Что касается эмиссии кредитных денег, то она еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений. Выпуск же государственных займов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Каким образом? Выпуск государственных ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения, денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки. Но их рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. А сокращение инвестиций может привести к тому, что последующие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом.

оЕПЕИРХ МЮ ЯРПЮМХЖС:
1 2 3 4 5

яРЮРХЯРХЙЮ

н ЙПЕДХРЕ

йПЕДХР ХКХ ЙПЕДХРМШЕ НРМНЬЕМХЪ ≈ ЩРН РЮЙХЕ ЯДЕКЙХ, ОПХ ЙНРНПШУ НДМЮ ЯРНПНМЮ СЯРСОЮЕР ДПСЦНИ Б ЯНАЯРБЕММНЯРЭ ЙЮЙХЕ-КХАН ЖЕММНЯРХ, МЮ СЯКНБХЪУ БНГБПЮРМНЯРХ (Р.Е. ЙПЕДХР ДНКФЕМ АШРЭ БНГБПЮЫ╦М Б АСДСЫЕЛ), ОКЮРМНЯРХ (Р.Е. ГЮ ОНКЭГНБЮМХЕ ЙПЕДХРНЛ АСДСР БГЪРШ ОПНЖЕМРШ) Х ЯПНВМНЯРХ (Р.Е. СЯРЮМНБКЕМ ЯПНЙ БНГБПЮРЮ ЙПЕДХРЮ).