Наличные деньги и электронные средства платежа: оценка перспектив

Увеличению спроса на наличные деньги со стороны населения способствует усиление процесса дедолларизации. Что является, с другой стороны, причиной становления рубля, как резервной валюты[7]. Это необходимо в связи с тем, что, во-первых, рубль – не единая валюта: рубль делит свой статус национальных денег с иностранными денежными единицами, хотя формально за российским рублем закреплен статус монопольного законного платежного средства.

Иностранные деньги серьезно ущемляют рубль в его функциях законного платежного средства. Вместе с иностранными денежными знаками в страну пришло параллельное ценообразование. Иностранные деньги где открыто, а где под псевдонимом пресловутых «условных единиц» (у. е.) фактически заняли место меры стоимости и масштабы цен в различных звеньях внутреннего торгово-экономического оборота.

Во-вторых, рубль остается инфляционной валютой с двузначным показателем внутреннего обесценения, что никак не может способствовать укреплению его имиджа в глазах международного экономического сообщества.

Итак, по данным платежного баланса Российской Федерации, превышение продажи валюты населением в многочисленных мелких розничных магазинах, где наличность является единственным инструментом расчетов. Кроме того, значительная часть товаров в настоящее время реализуется на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Так, в 2006 г. доля продаж на вещевых, смешанных и продовольственных рынках составила около 20 % общего объема оборота розничной торговли. Склонность к покупкам на рынках объясняется относительно невысоким уровнем доходов населения. Так, в 2006 г. более половины российских граждан имели менее 8 тыс. руб. месячного среднедушевого дохода.

Росту наличных денег в обращении способствует также развитие сети банкоматов, которые в любое время обеспечивают клиентов необходимой наличностью, отсюда – система банкоматов постоянно нуждается в достаточном количестве наличных денег, чтобы она могла функционировать бесперебойно. За 2006 г. количество банкоматов в стране увеличилось на 56,9 % и на 1 января 2007 г. составило 68973 единицы. Развитию сети банкоматов способствовал, в свою очередь, широкомасштабный выпуск банковских карт в рамках так называемых «зарплатных» проектов. В данном случае вид карты и банк определяется административным путем, т.е. конечный потребитель – держатель карты – не принимает участия в выборе продукта. Более того, не все держатели «зарплатных» карт знают, какой универсальный инструмент у них в руках и что они могут использовать его при оплате товаров и услуг. В то же время благодаря средствам массовой информации наши граждане хорошо осведомлен, как мошенники могут обнулить карточные счета.

Следует отметить, что рост наличного денежного обращения опосредованно связан и с увеличением теневого денежного оборота в экономике, уходом хозяйствующих субъектов от налогообложения, затрудняет борьбу с коррупцией, отмыванием денег, преступностью и терроризмом.

Несмотря на увеличение наличного денежного оборота в последние годы, наметилась тенденция к снижению доли наличных денег (вне касс банков) по агрегату МО в общей сумме денежной массы (М2) за счет роста доли безналичных средств. На начало 2007 г. удельный вес наличных денег в структуре денежной массы составил 31,0 % против 33,2 % - на начало 2006 г.

С развитием рыночных отношений в российской экономике произошли изменения в методах управления денежной наличностью, выразившиеся в отказе от жесткого административного регулирования наличного денежного оборота. Таким образом, в настоящее время приоритетной задачей в политике Банка России является не сокращение объема наличного денежного оборота, а его упорядочение.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).