Финансово-экономическое состояние России в период мирового финансового кризиса

Корректировка налоговой политики направлена на стимулирование внутреннего спроса, переключение его на импортозамещение в экономике. С начала 2009 г. оптимизирован порядок начисления НДС по авансовым платежам. Начиная с 2010 г. предполагается увеличить размер амортизационной премии - с 10 до 30%. Предприятиям предоставлено право уплачивать налог на прибыль на основе фактической прибыли, полученной с начала 2008 г., что позволит не платить налога с прибыли, существующей только "на бумаге". Таким образом, бизнесу не придется заниматься по факту бесплатным кредитованием государства. А регионам, региональным бюджетам - возмещать излишне уплаченные налоги в начале следующего года.

С 26.01.2009 за счет федеральной части снижена на 4 процентных пункта ставка налога на прибыль. Это примерно свыше 400 млрд руб., недополученных в федеральный бюджет, но все эти деньги останутся работать в экономике. При этом регионам предоставлено право, в свою очередь, уменьшать этот налог также на 4 пункта. А согласно теории мультипликации это повлечет увеличение ВВП.

В России в среднем предельная склонность к потреблению населения равна 3/4, т.е. снижение ставки налогов хотя бы на 20% от существующей должно привести к увеличению темпа экономического роста на 15% (это означает 15% от величины предыдущего экономического роста примерно в 7%, т.е. на 1,005%).

Сейчас в рамках упрощенной системы налогообложения малого бизнеса действует фиксированная ставка в размере 15%. Для снижения фискальной нагрузки на малый бизнес, создания дополнительной мотивации для его развития регионам дано право снижать ставку на 10 процентных пунктов - до 5%, дифференцируя ее в зависимости от вида бизнеса и других объективных показателей [3].

Нынешняя антикризисная фискальная политика руководства нашей страны строится в основном на использовании государством двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой. Увеличение государственных расходов также ведет к росту совокупного спроса и ВВП.

В отечественной экономике наблюдаются классические стагфляционные процессы, усугубленные девальвацией национальной валюты. Значительное падение мировых цен на сырье (нефть, металлы) лишь незначительно повлияло на цены внутри страны. И причина тому - монополии, которые отказываются умерить свои аппетиты в сфере тарифов и расходов. Кроме того, масштабное падение курса рубля к евро и доллару привело к резкому удорожанию импортных товаров. По некоторым оценкам, 20%-ная инфляция по итогам 2009 г. на фоне разворачивающегося кризиса и спада в экономике - вполне умеренный, оптимистичный прогноз. Российские власти предполагают, что динамика ВВП в 2009 г. составит от 0% и ниже, при этом дефицит российского бюджета будет значительно меньше 10% ВВП, а обещания в отношении курса рубля будут выполнены.

Значительная часть государственных расходов связана с ассигнованиями на социальные и хозяйственные цели, поэтому в идеале прирост государственных расходов должен увеличить размеры потребления населения и размеры совокупных инвестиций. Увеличение спроса на потребительские и инвестиционные товары расширит емкость рынка. Бизнес откликается на это расширением производства, что приведет к росту совокупного предложения, т.е. к увеличению ВВП.

Все эти меры по поддержке отечественной экономики и реального сектора должны сократить длительность экономического цикла и ускорить процесс выхода экономики из фазы депрессии [3].

Перейти на страницу:
1 2 

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).