Рынок монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция – одна из форм несовершенной конкуренции. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет поведение фирм на этом рынке, для обозначения которого экономисты не случайно используют название, включающее оба этих термина. На рынке действует множество фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невысоки: чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка – всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.

В отличие от совершенной конкуренции, конкуренция монополистическая – не только абстрактная теоретическая модель, но и достаточно часто встречающийся тип реального рынка. Именно он характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, книгоиздания, мебельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг и ряда других отраслей. Вместе с тем значение теории монополистической конкуренции далеко за пределы описания ситуации в этих отраслях. При значительной степени дифференциации продукта любой рынок приобретает сходство с рынком монополистической конкуренции. Это и не удивительно: полностью единого рынка в этом случае нет, он сильно сегментирован. И на отдельных сегментах вполне могут закрепляться небольшие фирмы – монополистические конкуренты, даже если в отрасли господствует крупный капитал.

Теория монополистической конкуренции основывается на следующих основных положениях:

1) кривая спроса на продукцию отдельного производителя более эластична, чем кривая спроса отрасли. Это объясняется тем, что у продукции имеются товары – заменители;

2) вход в отрасль свободный. Это обстоятельство означает, что в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм этой отрасли будет равна нулю;

3) в отрасль входит большое количество фирм, так что каждый производитель действует так, как будто его собственное ценовое поведение распространяется на большую группу.

Краткосрочное равновесие. Поведение монополистически конкурентной фирмы в краткосрочном периоде во многом подобно монополии. Однако её кривые спроса и предельного дохода более эластичны. Чем больше конкурентов на рынке и чем выше дифференциация продукта, тем эластичнее спрос и предельный доход. В остальном – объем выпуска, максимизирующий прибыль или минимизирующий убытки (при MR = MC), и цена определяются так же, как при монополии. Отдельная фирма, работающая на рынке монополистической конкуренции при кривой спроса D1, будет иметь прибыль, равную площади заштрихованного прямоугольника, представленного на рисунке 7, за счет снижения цены на свою продукцию до уровня P1.

Рисунок 7 – Краткосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции .

Здесь экономическая прибыль отдельного производителя больше нуля и это значит, что в данной отрасли будет происходить перераспределение капитала, так как все остальные последуют примеру этой фирмы. Это приведет к тому, что кривая D1 переместится в положение D2, потому что рыночный спрос покупателей на данный товар распределится на большее число фирм. Каждый производитель пересмотрит условия получения прибыли соответствующим образом. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнута позиция, когда отдельная фирма не склонна будет изменять ни цену своей продукции, ни объем выпуска.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).