Рынок чистой монополии.

Первым, кто попытался, систематизировано применить этот подход, был профессор Университета Калифорнии Джо Бейн. В 1951 году Бейн опубликовал результаты исследования 42 отдельных отраслей за 1936 - 1940 годы. согласно данным анализа Бейна, отрасли, имеющие степень концентрации выше 70, получили больше прибыли, чем менее концентрированные отрасли. Связь между доходами и концентрацией не была ни совершенной, ни сильной, но она существовала. В течение 50 - 60-х годов студенты и последователи Бейна распространили его исследования на другие отрасли и годы. Многие из них получили такие же результаты.

Установлено наличие слабой, но устойчивой связи между доходами и концентрацией. Экономисты пришли к выводу, что в целом, чем выше уровень концентрации отрасли, тем ближе взаимодействие фирм в ней к картелю или монополии. Это будет верно даже в том случае, если между конкурентами не будет соглашения о повышении цен и дележе рынка.

В отличие от других рыночных структур универсальной олигополии не существует. Разработан ряд моделей, объясняющих поведение олигополии в конкретных ситуациях, такие как дуополия Курно, игра двух лиц с противоположными интересами, модель доминирующей на рынке фирмы, картель. Все модели подтверждают тот факт, что олигополистическая стратегия приводит к уменьшению прибылей, а сговор и сотрудничество увеличивают прибыль. В погоне за прибылью фирмы, с одной стороны, могут вступить в ожесточенное противоборство (ценовую войну), снижая цены в целях захвата рынка. Подрезая друг друга до уровня средних издержек, в конечном счете, фирмы получают нулевую экономическую прибыль. С другой стороны, фирмы могут максимально увеличить свои доходы путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка, вступая в картель. Примером олигополистического рынка могут служить следующие виды рынков: автомобильный, компьютерный, стали, алюминия и др.

Дуополия

В течение многих лет с момента появления олигополии экономисты пытались практически обосновать реакцию одной фирмы на поведение другой. Статистический анализ взаимоотношений двух фирм был предложен А. Курно.

При этом Курно исходил из следующих предпосылок:

1) обе фирмы (А и В) производят однородный товар;

2) им известна кривая рыночного спроса;

3) принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга;

4) цена и объем производства конкурента - величины постоянные.

В модели Курно цена и выпуск двух фирм приходят в равновесие только в том случае, если каждый дуополист производит столько, сколько от него ожидает его конкурент. Приспособление выпуска к неожиданным изменениям в рыночном спросе определяет функцию реагирования каждого продавца. А. Курно графически изобразил кривые реакции одной фирмы на поведение другой и наоборот и пришел к выводу, что цена устанавливается в пределах где-то от монопольной до конкурентной цены. Процесс приспосабливания объема выпуска одного продавца к изменению выпуска другого продавца приведет общий выпуск и результирующую цену к стабильному равновесию. Графическое решение дуополии Курно представлено на рисунке 5.

Рисунок 5. – Функция реагирования дуополии и равновесие Курно

Равновесие Курно – точка пересечения кривых реагирования двух фирм, свидетельствующая о наилучшем с точки зрения максимизации прибыли положении фирм при заданных действиях конкурента. Если фирмы договорятся максимизировать совокупную прибыль, чтобы затем разделить пополам, то множество возможных решений этой задачи будет ложиться на контрактную кривую. Сравнение показывает, что при равновесии Курно общий объем производства выше, чем при дуополистическом сговоре, но ниже, чем при конкурентном равновесии (рисунок 6).

Рисунок 6. - Контрактная кривая

Фирмы в дуополии производят меньше, чем при совершенной конкуренции, но больше, чем при монополии. Цены в дуополии выше, чем при совершенной конкуренции, но ниже монопольных. Подсчитывая прибыль, можно убедиться, что исход по Курно для фирм выгоднее, чем условия совершенной конкуренции.

Перейти на страницу:
1 2 3 

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).