Общие черты моделей рынков несовершенной конкуренции.

2.

Уникальность продукции, отсутствие хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает отсутствие приемлемых альтернатив покупке товара фирмы-монополиста. Он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него. В принципе, конечно, можно заменить электрическое освещение свечами или керосином, а телефон – телеграммами, письмами и т.д. Но такие заменители либо дороги, либо неудобны и непривлекательны.

3.

Конкуренция здесь по определению отсутствует. У единственного продавца конкурентов нет, его продукция уникальна и в принципе даже не нуждается в рекламе. Так местные коммунальные службы обычно не видят смысла в рекламе: жители и так будут покупать у них газ, воду и т.д., поскольку это предметы первой необходимости. Если реклама не проводится, то она носит скорее характер работы с общественностью ради престижа или демонстрации своих добрых намерений. Однако значит ли это, что, однажды монополизировав какой-либо рынок, фирма может «спать спокойно»? Как показывает практика, и монополист может сталкиваться с конкуренцией. Это могут быть:

а) Потенциальная конкуренция, т.е. возможность появления в отрасли новых производителей.

б) Конкуренция нововведений, т.е. внедрение новых технологий, совершенствование потребительских свойств товара.

в) Конкуренция со стороны товаров-заменителей. В роли заменителей могут выступать даже товары, которые, казалось бы, очень далеки от заменяемого товара. Например, монополист, продающий бриллианты, может испытывать конкуренцию со стороны туристической фирмы( даже не очень крупной). В результате рекламной компании туристической фирмы часть потенциальных покупателей бриллиантов могут решить потратить свои деньги на туристическую поездку.

г) Конкуренция с импортными товарами. Внутренний рынок каждой страны характеризуется большей или меньшей степенью открытости с точки зрения возможности доступа на этот рынок товаров зарубежного производства. Ясно, что в условиях свободной внешней торговли фирма, монополизировавшая производство в масштабах одной страны ( или даже нескольких стран), всё не будет ограничена от конкуренции и не добьётся абсолютного контроля над рынком.

4.

Вступление на монопольный рынок очень затруднено или даже заблокировано. Однако, как уже отмечалось, входные барьеры и здесь не всегда непреодолимы. В зависимости от характера и высоты барьеров, различают три вида монополий: закрытая, естественная и открытая. Закрытая монополия – это монополия, защищённая юридическими запретами, наложенными на конкуренцию( например, патентным правом). Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только тогда, когда весь рынок обслуживает только одна фирма. Таким образом, в основе её лежит экономия на масштабах производства. Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма по крайней мере на некоторое время становится единственным продавцом товара, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

5.

Значительный контроль над ценой. Монополист выступает не как « соглашающийся с ценой», а как «выбирающий цену». Причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует весь объём предложения.

Олигополия

Олигополия имеет место в условиях, когда на отраслевом рынке действует относительно небольшое количество продавцов ( но не один), имеющих возможность согласования своей рыночной политики. Аналогичная ситуация на стороне покупателей ( олигополия потребителей) называется олигопсонией.

Характерные черты:

1.

Относительно малое число фирм на рынке. Какое это число, точно определить трудно.Рыночная модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся в диапазоне между чистой монополией и монополистической конкуренцией. Классический пример олигополии – «большая тройка» автомобильных компаний в США( «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер»). Однако 10 или 15 бензозаправочных станций, имеющих примерно равные доли в городе среднего размера, также представляют собой олигополию. Частный случай олигополии, когда на рынке действуют две фирмы, называется дуополией (на рынке покупателей - дуопсонией).

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).