Методы выхода из кризиса

На основе современной экономической обстановки, сложившейся в России, установлены следующие препятствия для выхода на новый инновационный уровень после кризисного экономического развития:

1) Отсутствие необходимой правовой базы. Налоговым кодексом РФ не предусмотрено прямое стимулирование деятельности научно-производственных и инновационных организаций, а также и стимулирование потребителей наукоемкой продукции, поскольку именно они формируют спрос на нее. Необходимо отметить полное отсутствие налоговых льгот для реального сектора экономики, использующего объекты интеллектуальной собственности и результаты научно-технической деятельности, как результаты инновационной деятельности.

2) Учебные заведения лишены возможности получать дивиденды со своей интеллектуальной собственности.

3) Отсутствие механизмов финансирования. Технопарки и центры трансфера технологий дают гораздо меньший эффект, чем от них ожидали, потому что любой успешный проект реализуется там же, где была сделана разработка.

4) Многолетний опыт взаимодействия Международных Фондов с крупными российскими корпорациями показывает, что их незаинтересованность использования разработок связана с отсутствием конкурентов на внутреннем рынке и жестких государственных стандартов, стимулирующих разработку новой продукции; высоким риском приобретения отечественной разработки, связанным с отсутствием гарантий по надежности и сервису.

Определено, что для осуществления социального развития страны в условиях кризиса необходимо провести следующие преобразования:

Кардинальное повышение инновационной и инвестиционной активности.

Доведение уровня накопления до 30% от ВВП.

Переход к стандартам развитых стран в сфере бюджетной политики. Это означает, что уровень финансирования образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения — 6%, науки — 3%. Иными словами, расходы государства на эти отрасли должны быть удвоены.

4. Ввести тарифную паузу, заморозив до 2010 года тарифы на газ, тепло и электроэнергию.

5. Кардинально повысить эффективность антимонопольной политики, создать здоровую конкурентную среду для управления госкорпорациями.

6. Обеспечить соответствие политики госзакупок, включая закупки госкорпораций, приоритетам развития отечественной промышленности.

7. Уменьшение НДС, провести инвентаризацию и переоценку основных фондов, освободить от налогообложения все расходы на НИОКР и освоение новой техники.

8. Ввести налоговые льготы инновационным и высокотехнологичным предприятиям.

9. Обеспечить охрану интеллектуальной собственности.

с мировыми стандартам.

10.Освободить производство добавленной стоимости и инвестиции от запредельного налогового бремени.

11. Привести закупочную политику контролируемых государством корпораций в соответствие с задачами развития отечественной промышленности.

В работе обоснуется, что без выполнения вышеуказанных действий, российская экономика не сможет выйти из кризиса и встать на инновационный путь развития. В лучшем случае будет реализован энерго-сырьевой сценарий развития, отметаемый как бесперспективный.

Установлено, что существует три основных сценария развития России до 2020:

Инерционный сценарий предполагающий сохранение доминирования энерго-сырьевых секторов при постепенном замедлении темпов роста добычи и экспорта продукции ТЭКа из-за отставания в развитии инфраструктуры. Обосновано, что при данном сценарии маловероятна реализация крупных инвестиционных проектов в отраслях, выходящих за рамки ТЭКа, но возможно усиление процессов социальной дифференциации, снижения качества человеческого капитала, падения конкурентоспособности обрабатывающих производств и вытеснения их импортом.

Экспортно-сырьевой сценарий предполагающий активное использование конкурентных преимуществ России в энергетическом секторе, реализацию крупных инфраструктурных проектов, позволяющих наращивать производственный потенциал традиционных отраслей российского экспорта. Установлено, что этот сценарий, означает усиление зависимости от мировой конъюнктуры цен на продукцию ТЭКа и сырья.

Инновационный сценарий предполагающий использование конкурентных преимуществ в топливно-сырьевой сфере для диверсификации и качественного обновления российской экономики. Принципиально важным в данном случае является резкий рывок в качестве человеческого капитала и использовании на этой основе высокотехнологичных производств.

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).