Антимонопольное законодательство РФ

а) отдельные лица не получают возможности полностью устранить конкуренцию;

б) они не налагают на участников ограничений, избыточных для до­стижения целей соглашений, согласованных действий, сделок, злоупотребления доминирующим положением;

в) способствуют совершенствованию производства, реализации то­варов или стимулированию технического, экономического про­гресса либо повышению конкурентоспособности товаров россий­ского производства на мировом рынке;

г) предполагают получение потребителями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), которые получают уча­стники соглашений, согласованных действий, сделок, злоупот­ребления доминирующим положением.

Одной из существенных новелл закона является введение четких и ясных критериев, на основании которых соглашения и согласованные действия, хотя и приводящие к ограничению конкуренции, но имеющие безусловный общий положительный эффект и не приводящие к недопу­щению и устранению конкуренции, могут быть признаны допустимыми антимонопольным органом.

Особое внимание уделено антимонопольным требованиям к торгам и особенностям отбора финансовых организаций. В решении этих задач антимонопольные органы имеют незначительную по времени практику правоприменения - четыре года. В то же время контроль за проведени­ем конкурсных процедур в рамках осуществления государственных и муниципальных закупок в настоящее время также возложен на антимо­нопольный орган.

Избирательное предоставление льгот и преимуществ отдельным хо­зяйствующим субъектам органами государственной власти и местного самоуправления является одной из основных угроз конкуренции. Запре­ты на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти и органов местного самоуправления распространены также на акты и дей­ствия государственных внебюджетных фондов. Закон содержит принци­пиально новый подход к контролю предоставления органами государствен­ной власти и местного самоуправления льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам. В него включено понятие государственной помощи, которое устраняет существовавшую ранее неопределенность в подходе к определению понятий ограничивающей конкуренцию государ­ственной помощи и мер государственной поддержки.

Серьезной проблемой является эффективность государственного кон­троля экономической концентрации на товарных и финансовых рынках. В качестве критериев контроля экономической концентрации закон вво­дит новые пороговые значения оборотных показателей хозяйствующих субъектов - участников сделки, подлежащей контролю. В целях повы­шения действенности антимонопольного контроля в законе конкрети­зированы нормы, определяющие обязанность хозяйствующего субъекта раскрывать (декларировать) определенную законом информацию, в том числе о реальных выгодоприобретателях (бенефициариях) и об участву­ющих в сделках оффшорных компаниях.

Действующий в настоящее время подход к определению размера от­ветственности за нарушение антимонопольного законодательства не обеспечивает соблюдения законности в этой сфере. Следовательно, неотъемлемой частью реформирования антимонопольного законодатель­ства должно стать принципиальное изменение подхода к определению размера штрафа за нарушение в данной сфере и порядка его исчисления. Новый порядок должен исходить из концепции определения размера ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в за­висимости от состава правонарушения, нанесенного ущерба и размера оборота компании, нарушившей антимонопольные требования или не исполнившей решения и предписания антимонопольных органов.

Политика антимонопольного регулирования России осуществлялась не только за счет совершенствования базового Закона, применяемого для товарных рынков, но и других законодательных актов, достаточно само­стоятельных по своей сущности.

Важное место в антимонопольной практике занимает контроль за дея­тельностью субъектов естественных монополий. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» распространялся только на деятельность субъектов естественных монополий, регулиру­емых федеральным законодательством

Круг естественных монополий составляют исключительно отдельные сферы инфраструктурных отраслей. Важно отметить, что в Закон «О за­щите конкуренции» включен ряд положений, непосредственно регули­рующих поведение субъектов естественных монополий.

По мере развития конкуренции на отдельных рынках все большую роль начинала играть реклама. Специфика рекламной деятельности, выража­ющаяся в обслуживании коммерческого оборота, с целью стимулирования сбыта товаров, уже в начале 1990-х гг. показала чрезмерную обобщенность и явную недостаточность норм, направленных против недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненад­лежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести им вред. В 1995 г. был принят Федеральный закон от 18.03.1995 № 108-ФЗ «О рекламе», входящий в состав антимонопольного законода­тельства и устанавливающий правила поведения фирм на рынке реклам­ной продукции.

Перейти на страницу:
1 2 3 4

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).