Антимонопольное законодательство РФ

Рисунок 4 - Процент регулирования выпускаемой продукции

По мере либерализации внешней торговли при разработке Реестра по­требовалась совершенно новая парадигма его формирования: из инстру­мента, предназначенного для выполнения функции административного, ценового и количественного регулирования, он превратился в перечень крупных хозяйственных субъектов, имеющих значительную долю рынка. Методология функционирования Реестра претерпела кардинальные изме­нения: функция административного контроля сменилась наблюдением за деятельностью субъектов, имеющих существенную долю рынка.

Новая редакция Закона «О конкуренции .» (1995) предложила иной подход к формированию Реестра. Изменение названия этого докумен­та на название «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рын­ке определенного товара более 35 процентов» указывает на его информа­ционно-справочное назначение. Правовые последствия для включенных в Реестр предприятий определены только при государственном контро­ле за созданием и реорганизацией коммерческих предприятий и приоб­ретением акций в уставном капитале. Соответственно изменилось не толь­ко название, но и форма легитимности Реестра.

Практическая работа по формированию Реестра показала, что с 1997 г. количество включенных в него предприятий увеличилось почти в 1,5 раза, при этом в федеральном разделе наблюдалось как временное увеличение количества субъектов, так и его снижение. По состоянию на 1 ноября 2007 г. в Реестр включено около 7 тыс. хозяйствующих субъектов и около 300 - в федеральный раздел.

В конце 2002 г. была предложена новая редакция Закона «О конку­ренции .», включающая изменения и дополнения действующих поло­жений антимонопольного законодательства.

К 2005 г. стало очевидно, что положения действующего Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынкам не в должной мере стали отвечать экономическим и правовым реалиям России и современным международным правовым нормам кон­курентного законодательства. В течение двух лет осуществлялась разра­ботка принципиально нового Закона «О защите конкуренции», который был принят в июле 2006 г.

Новый Закон «О защите конкуренции» разработан в целях совершен­ствования законодательства о конкуренции, в том числе путем создания единых правовых основ для развития и защиты конкуренции на товар­ных и финансовых рынках. Претерпела изменения и структура Закона. Особенностью является включение непосредственно в его фабулу порядка рассмотрения антимонопольным органом ходатайств и уведомлений. Появились два новых раздела, включающих антимонопольные требова­ния к торгам и организации государственной и муниципальной помощи.

Кроме того, правила рассмотрения дел также установлены непосредствен­но в законе.

Одной из основных задач при формировании данного Закона стало закрепление в нем комплекса норм, направленных на эффективную реа­лизацию права физических и юридических лиц на получение товаров и услуг по справедливой рыночной цене и права хозяйствующих субъектов на ведение своей деятельности в условиях, стремящихся к справедливой конкуренции.

Закон «О защите конкуренции» предусматривает изменение подхода к ключевым понятиям конкурентного законодательства. Уточняется понятие товара, товарного рынка, группы лиц, критерии отнесения хо­зяйствующих субъектов к определенной группе. Включаются определе­ния таких категорий, как координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом, наносящая ущерб конкуренции, а также по­нятие согласованных действий.

В законе существенно модифицировано понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта:

а) Снижено пороговое значение доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке с 65 до 50%, начиная с которого положение та­кого хозяйствующего субъекта на товарном рынке признается до­минирующим (если такой хозяйствующий субъект не докажет об­ратное).

б) Введено понятие коллективного (множественного) доминирования.

в) Предусмотрена возможность установления федеральными зако­нами доминирования компании с долей менее 35%.

г) Введен особый порядок установления антимонопольным органом доминирующего положения финансовой организации

В отношении злоупотребления доминирующим положением, согла­шениями и согласованными действиями, ограничивающими конкурен­цию, установлен перечень допустимости нарушений, т.е. тех, в отношении которых не требуется доказательства их негативного влия­ния на конкуренцию. Искомые критерии допустимости распространя­ются на соглашения, согласованные действия, сделки, злоупотребление доминирующим положением и предполагают выполнение следующих условий:

Перейти на страницу:
1 2 3 4

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).