Демонополизация в условиях рыночной экономики

Во многих странах антимонопольное законодательство дополняется более широкой системой правового регулиро­вания рыночной экономики, направленного на разработку и реализацию механизмов деятельности хозяйствующих структур в интересах не только бизнеса, но и общества в целом. При этом разрабатываются и законодательно зак­репляются требования к качеству продукции, проверяется его соответствие установленным параметрам, определяются социально-этические подходы к рекламе и другим направ­лениям деятельности.

Все это является основой для формирования "органи­зованного", "регулируемого" рынка.

Основными "регулирующими" и "контролирующими» рыночный механизм структурами выступают:

а) правовая система;

б) учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю;

в) налоговая система;

г) органы финансовой, денежно-кредитной политики.

Таким образом, государство и право устанавливают на рынке правила игры. Про­водимая ими деятельность "'направляет" и "организует" рыночную систему. Такой акцент очень важен, поскольку ориентирует на структуры и механизмы, обеспечиваю­щие в национальной экономике развитие то ли стихийного, то ли регулируемого рынка.

Некоторые исследователи связывают организованный рынок с деятельностью монополий, которые реализуют ос­новную массу товаров или производят значительную часть продукции по предварительным заказам. Видимо, это со­ответствует действительности и не вызывает спора. Круп­ные монополии не производят продукт на неизвестный ры­нок. Вместе с тем представляется важным подчеркнуть спо­собность монополии определенным образом "организовать" рынок только конкретных продуктов. Между тем она не может, не в состоянии "организовать" национальный рынок Ее деятельность, напротив, может способствовать обостре­нию противоречий между отдельными "организованными мо­нополией" и "не организованными ею" рынками.

В условиях антимонопольного законодательства монополия сама не свободна от государственного регулирования, не может независимо от него устанавливать "правила игры". Следовательно, "организованный" в рамках национальной экономики рынок является продуктом государственного регулирования, проводимой правительством экономической политики, а не результатом деятельности отдельных, даже очень крупных хозяйствующих структур.

Вместе с тем характеризуемые подходы, определяю­щие важную роль госрегулирования в становлении "орга­низованного" рынка, ни в коем случае не посягают на базо­вые основы рыночной экономики - инициативную деятель­ность предпринимательских структур.

Регулирующая роль государства должна состоять в том, чтобы, исходя из экономической необходимости и экономи­ческой целесообразности, определить наиболее предпочтительные для национальной экономики направления деятельности, размеры и организационные формы предпринимательских структур, эффективные в конкретных условиях, механизмы финансовой, денежно-кредитной, ценовой политики, закрепить их в правовых и иных актах. Их реализация в условиях предпринимательской свободы и будет формой государственного регулирования и контроля в национальной экономике, сориентированной на сочетание различных форм госрегулирования с предпринимательской инициативой.

Предлагаемые "механизмы" не предполагают жёстко централизованного управления из единого народно­хозяйственного центра товарными потоками, это доста­точно мобильные методы регулирования, сочетающие пре­имущества рыночного и государственного механизмов.

В настоящее время во многих странах сформировалась особая "рыночная инфраструктура", которая непосред­ственно занимается проблемами взаимоотношений контр­агентов рынка. К ней относятся: ассоциации, союзы потре­бителей, профсоюзы, торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки и т.д., имеющие в различных стра­нах специфические формы.

Они определяют и контролируют поведение участников рынка, эффективность работы рыночных механизмов.

Итак, в современных экономических системах, основан­ных на сочетании крупного, среднего и малого бизнеса, с одной стороны, усиливаются горизонтальные связи меж­ду рыночными структурами. Значительную часть продук­ции крупные и средние предприниматели производят по заказам в соответствии с договорами, контрактами, что ис­ключает в значительной мере производство продукции на неизвестного потребителя. На неизвестного потребителя производят лишь весьма небольшую часть продукции, как правило, мелкие производители.

С другой стороны, наряду с горизонтальными весьма активно развиваются вертикальные связи внутри хозяйствующих субъектов, а также связи, идущие от государ­ства к хозяйствующим субъектам и в необходимых преде­лах регулирующие их поведение.

Таким образом, в условиях достаточно развитых эко­номических и правовых систем сочетаются "организован­ные" и конкурирующие структуры, взаимодействуют ме­ханизмы монополии и конкуренции.

Перейти на страницу:
1 2

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).