Методы и тенденции антимонопольной политики

В целях развития конкуренции используются различ­ные подходы и методы ценообразования. Главное – не дать возможности задушить конкурентов, воспрепятствовать исключения их из производственного процесса.

По отношению к крупным монополистическим структу­рам проводится довольно жесткая политика контроля над ценами, не позволяющая утаивать прибыли от налогообло­жения.

Очень жесткий порядок ценообразования в области естественных монополий. Достаточно широкое распрост­ранение в современной западной экономике получили сле­дующие три, во многом не либеральные метода ценообра­зования в этой сфере:

а) метод предельных издержек - отражает необхо­димость установления монопольных цен на уровне предель­ных издержек. С одной стороны, это важный антизатратный фактор, с другой - такая ориентация очень часто ве­дет к убыткам, необходимости субсидирования монополий за государственный счет;

б) метод средних издержек предполагает, что вся прибыль монополиста, за исключением "нормальной", изы­мается государством. Как и первый, этот метод отвечает интересам государства, общества, вместе с тем достаточно часто не отвечает корпоративным интересам, не создает заинтересованности в минимизации издержек;

в) метод установления потолка цен - важен с позиций национальных интересов, вместе с тем не стимули­рует развитие производства, обычно приводит к дефициту продукции.

С учетом особенностей страны и требуемых объемов продукции государства выбирают наиболее предпочтитель­ные, отвечающие специфике страны методы ценообразо­вания (рис.2).

Рисунок 2 – Методы ценообразования

Представленные механизмы позитивно характеризуют государственную политику цен в области естественных мо­нополий, как отвечающую интересам общества, национальной экономики. Если монополистические структуры не по­лучат достаточной прибыли, возможно, как отмечалось, их субсидирование за государственный счет.

Современные подходы к установлению эффективного "уровня" цен в области естественных монополий в нашей стране, представляется, также требуют ориентации на сни­жение затрат. Это явится основой и для соответствую­щей, отвечающей интересам национальной экономики по­литики, проводимой на следующем этапе: "снижение зат­рат" - "снижение цен". Такая диалектика и такой прин­цип - необходимая основа перехода от "затратной" к "антизатратной" экономике.

Современная практи­ка и современное антимонопольное законодательство не ис­ключают развития крупного производства, основанного на достижениях научно-технического прогресса, которое не под силу мелкому, а иногда и крупному бизнесу, в осо­бых случаях требует государственного участия.

Вместе с тем прослеживается тенденция к развитию конкуренции на разных уровнях товарных рынков:

а) среди немонополизированных предприятий;

б) внутри монополий - между входящими в них пред­приятиями;

в) между монополиями.

Тенденции конкуренции и монополии на современном этапе:

а) проявляется необходимость в круп­ных монополистических образованиях, поскольку целый ряд процессов, связанных, например, с развитием научно-тех­нического прогресса и др., требуют мощи национальных го­сударств;

б) усиливается значимость и позитивные проявления внутримонополистической конкуренции;

в) незначительна роль в конкуренции мелких, разроз­ненных самостоятельных собственников, которым не под силу использование достижений научно-технической рево­люции и которые по отношению к крупному капиталу вы­полняют в основном вспомогательную роль.

Наряду с ориентацией на национальные механизмы в условиях интернационализации экономики проявилась не­обходимость формирования подходов, сориентированных на новый уровень отношений, в том числе межнационального законодательства по антимонопольной политике, посколь­ку интернационализация экономических связей и производ­ства требует правового урегулирования.

Перейти на страницу:
1 2

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).