Направления антимонопольной политики

Практика антимонопольной деятель­ности осу­ществляется в значительной мере по четырем важнейшим, традиционным направлениям:

а) ограничение монополизации рын­ка;

а) запрещение слияния конкурирующих компаний;

б) запрещение установления монопольных цен;

в) сохранение и поддержание конкуренции в ее циви­лизованных формах.

Современная практика ориентируется на развитие двух важнейших форм совершенной и несовершенной конку­ренции:

а) Монополистическая конкуренция с дифферен­циацией продукта, которая предполагает разделение раз­личных видов продукции и услуг на их подвиды, произ­водством и реализацией которых занимаются разные ком­пании. Она позволяет учитывать как особенности различ­ных производственных структур, так и различие условий реализации продукции. Это своеобразная достаточно эф­фективная форма сочетания совершенной и несовершен­ной конкуренции.

б) Достаточно эффективной формой сочетания совер­шенной и несовершенной конкуренции является олигополия, базирующаяся на господстве небольшого числа круп­нейших фирм в производстве и на рынке. Например, круп­нейшие автомобильные гиганты США - "Дженерал моторс", "Форд" и "Крайслер", с одной стороны, монополизировали рынок автомобилей в США, с другой - ориентируют по­требителей на качество, предпочтительность каждой тор­говой марки. При этом "возможности кошелька" позволяют наиболее состоятельным покупателям приобретать уникаль­ные, порой произведенные в единственном экземпляре то­вары высокого качества по высоким рыночным ценам.

При установлении такого рода высоких цен монополии ориентируются не на ценовую, а на неценовую конкуренцию. Соперничество ведется на базе технического nревосход­ства, высокого качества, надёжности изделий.

Относительно слабые компании, не выдерживающие конкуренции, теряют позиции на рынке, как правило, по­глощаются крупным бизнесом, или могут сотрудничать с ним в качестве вспомогательных структур.

Важным аспектом антимонопольного законодательства является запрещение слияния конкурирующих компаний. При этом правительства многих стран контролируют и про­тиводействуют не только открытым, но и "тайным" объе­динениям и сговорам. Отмеченное обстоятельство явилось основной причиной "антикартельной" политики, поскольку многие картельные объединения по мере развития все бо­лее переходили от открытых к тайным "джентльменским" соглашениям, что также противоречит антимонопольной политике.

Чрезвычайно важное направление антимонопольной политики - цены. Обеспечивавший длительное время мо­нопольно высокие прибыли механизм монопольных цен, ма­неврировавший монопольно высокими и монопольно низ­кими ценами, корректируется антимонопольным законода­тельством.

С помощью антимонопольного законодательства правительства многих стран проводят активную "антидемпинго­вую" политику, направленную против устранения круп­ным бизнесом более слабых соперников, запрещая сниже­ние цен реализации товаров ниже издержек их производ­ства, тем самым стимулируют жизнедеятельность более слабых конкурирующих структур.

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).