Понятие антимонопольной политики

Конкуренция может оказаться под угрозой, если власть и рычаги эко­номического воздействия на рынок будут сконцентрированы в руках не­большого количества его участников. Любые ограничения соревнования в условиях рыночной системы препятствуют свободному действию рыноч­ных механизмов, ведут к диспропорции спроса и предложения, нерацио­нальному использованию производственных мощностей и факторов раз­вития и, как результат, к снижению эффективности рыночной системы.

Эффективность функционирования общества достигается за счет ре­зультативности отдельных отраслей и уровня правительственной поли­тики. Виды инструментов государственной политики, направленной на корректирование экономического поведения и структуры рынка, разно­образны, мы же уделим наибольшее внимание государственной антимо­нопольной (конкурентной) политике, призванной обеспечивать такие условия функционирования рынка, при которых не возникает избира­тельного ущемления интересов конкурентов или нарушения прав потре­бителей.

Антимонопольная политика - комплекс мер, направленных на де­монополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами кон­центрации на рынках, пресечение монополистических действий и недо­бросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также про­паганда и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного со­знания в пользу развития рыночных сил.

Конкурентная политика - более широкое явление, предполагающее комплекс пропагандистских и разъяснительных мероприятий по ин­формированию субъектов рынка об их правах и обязанностях перед об­ществом и рынком. В европейской практике эта политика получила на­звание «адвокатирование конкуренции».

Рассматривая содержательную сущность антимонопольной полити­ки любого государства, исповедующего рыночные начала в экономике, в том числе Российской Федерации, следует иметь в виду два уровня по­нимания этой политики.

В узком смысле антимонопольную политику принято сводить к ме­роприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, относящихся к системе конкурент­ного права.

В широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг решений, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. В этом смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет ши­рокое участие антимонопольных органов в выработке экономической по­литики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, ко­торые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рын­ка, деловую практику и хозяйственную деятельность его субъектов.

Государство обязано выполнять важные экономические, организаци­онные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частно­го сектора. Стратегическая задача государственной антимонопольной по­литики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохране­нии баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции (олигополии или монополистической конкуренции).

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).