Инфляция как социально-экономическое явление в рыночной экономике

ругая точка зрения: стагфляцию вызывают монополии и их власть над рынком. Ведь кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с кривой спроса на товар, следовательно, количество продукции, которое может быть продано, растет по мере того, как снижается цена и часто монополисту выгоднее производить меньше и продавать дороже.

 

Существует также мнение, что причиной стагфляции могут быть инфляционные ожидания, когда владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая падения своих доходов от инфляции.

Р

ассматривая причины инфляции, экономисты проводят различия между двумя ее видами – «инфляцией покупателей» (инфляцией спроса) и «инфляцией продавцов» (инфляцией предложения). Ниже (таблица - См.Приложение 1) приведены эти различия и рассмотрены их особенности.

 

Инфляцию спроса и инфляцию предложения по праву можно считать основными, так как экономисты рассматривают инфляцию, как правило, анализируя факторы повышения цен, связанные с формированием потребительского спроса, с предложением товаров и услуг, с соотношением спроса и предложения, влияющих на формирование цен, и факторы производства. Эти факторы как раз и определяют два вида инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек. В сущности это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции: одна лежит со стороны спроса (избытка денежных средств у покупателей), другая – со стороны предложения (роста производственных издержек).

 

 

Инфляция спроса (рис.1) и инфляция издержек (рис.2) может быть представлена

г

рафически:

 

Рис.1 Инфляция спроса:

 

 

Рис.2 Инфляция издержек

 

Таким образом, при инфляции спроса повышение общего уровня цен происходит вследствие возникновения избыточного спроса. Государство может по пытаться тратить больше, чем оно производит, оно может стремиться к какой -то точке, находящейся вне кривой его производственных возможностей. В такой ситуации производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением объема производства, а значит, просто повышаются цены.

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, которые фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос (как это происходит при инфляции спроса) взвинчивают цены.

На практике весьма трудно отличить один из вышеназванных типов инфляции от другого, не зная первичного источника, т.е. подлинной причины роста цен и зарплаты. Для того, чтобы лучше понять эту мысль, приведем такой пример: допустим, что для обеспечения своих дефицитных расходов государство напечатало дополнительное количество бумажных денег, что вызвало увеличение денежной массы, находящейся в обращении, и повышение платежеспособного спроса. Это, в свою очередь, вызовет инфляцию спроса. Когда повышение спроса будет происходить на рынках товаров и ресурсов, то многие фирмы обнаружат, что их расходы на факторы производства растут, и они вынуждены будут повысить цену на свою продукцию. Как мы видим, в данном случае имеет место инфляция спроса, но для многих фирм она выглядит как инфляцияиздержек. Такое сочетание инфляции двух типов наиболее часто встречается и наиболее трудно излечимо.

Перейти на страницу:
3 4 5 6 7 8 9 10

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).